Очень большой телескоп: вид сверху

Представленное изображение, полученное при помощи беспилотника, демонстрирует вершину чилийской горы Серро-Параналь, где находится Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO) — один из наиболее совершенных астрономических инструментов в мире, способный осуществлять наблюдения как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне.

Очень большой телескоп: вид сверху. Источник: ESO/Gerhard Hüdepohl

«Сердцем» VLT являются четыре индивидуальных Основных телескопа («юнита»), огромные цилиндрические башни которых прекрасно видны на снимке. Диаметр главного зеркала каждого из них составляет 8,2 м. В состав комплекса также входят четыре Вспомогательных 1,8-метровых рефлектора — их маленькие белые купола можно увидеть слева от Основных телескопов. Они могут передвигаться по рельсам, занимая положения, наиболее удобные для наблюдений в режиме интерферометра, что позволяет достичь высокой разрешающей способности.

Благодаря своему технологическому совершенству комплекс телескопов пользуется «повышенным спросом» в научной среде. Суммарный хронометраж, необходимый для выполнения всех представленных заявок на наблюдения различных объектов, в среднем превышает имеющийся резерв времени в пять раз. Неудивительно, что на данный момент VLT является наиболее продуктивной наземной обсерваторией в мире (больше научных статей пишется лишь по результатам работы орбитального телескопа Hubble). За годы службы он осуществил ряд важнейших открытий, в том числе получил первое прямое изображение внесолнечной планеты и выполнил наблюдения видимого эквивалента источника гравитационных волн.