Обсерватория SOHO открыла пятитысячную околосолнечную комету

Солнечная обсерватория SOHO отметила круглую цифру. Ей удалось найти пятитысячную околосолнечную комету.

Миссия продолжительностью в 30 лет

Обсерватория SOHO является совместным проектом NASA и ESA. Она была запущена в 1995 году и размещена на гало-орбите вокруг точки Лагранжа L₁ системы Земля-Солнце. SOHO собирает информацию об активности Солнца, состоянии его атмосферы и измеряет характеристики солнечного ветра.

Обсерватория SOHO в представлении художника. Источник: ESA/ATG medialab; Sun: SOHO (ESA & NASA)

При номинальном сроке службы в два года SOHO все еще находится в строю и в следующем году отметит 30-летний юбилей. Помимо изучения Солнца, аппарат неожиданно оказался чрезвычайно эффективным инструментом для решения другой задачи — поиска околосолнечных комет.

Так называют кометы, в перигелии подходящие чрезвычайно близко к нашему светилу, иногда пролетая на расстоянии всего нескольких тысяч километров от его поверхности. Как правило, они имеют небольшие размеры (чаще всего от 10 до 50 м) и полностью испаряются во время сближения с Солнцем. Из-за этого их крайне сложно обнаружить посредством наземных наблюдений. На момент запуска SOHO количество известных околосолнечных комет было невелико и не превышало нескольких десятков.

Юбилейная комета SOHO

Уже вскоре после того, как SOHO приступил к работе, сотрудники группы сопровождения с удивлением обнаружили, что на его снимки часто попадают околосолнечные кометы. Иногда в течение недели аппарат фотографирует до десятка таких объектов. В итоге, чтобы систематизировать поиски комет, NASA запустила проект Sungrazer. В его рамках группа астрономов-любителей ежедневно просматривает свежие снимки SOHO в поисках еще не идентифицированных «хвостатых звезд».

Такой подход оказался весьма плодотворным. В 2010 году SOHO обнаружил свою двухтысячную комету, в 2015 году — трехтысячную, в 2020 — четырехтысячную. Сейчас же этот список достиг отметки  пяти тысяч.

Снимок, на котором была идентифицирована пятитысячная комета миссии SOHO. Источник: ESA/NASA/SOHO

Юбилейная комета была найдена аспирантом из Праги, Ханджи Таном. Он участвует в проекте Sungrazer с 2009 года и за это время обнаружил свыше 200 околосолнечных комет.

Пятитысячная комета SOHO относится к т. н. группе Марсдена. Считается, что она представляет собой обломки, выброшенные куда более крупной кометой 96P/Макхольца, которая сближается с Солнцем каждые 5,3 года. Это относительно немногочисленное семейство, на которое приходится всего 1,5% от всех найденных SOHO хвостатых гостей. Как и подавляющее большинство других околосолнечных комет, юбилейная комета не пережила встречи с Солнцем и была уничтожена его излучением.