Обреченный спутник и крупнейший вулкан Солнечной системы попали в один кадр

Британский астроэнтузиаст Андреа Лак опубликовал захватывающее изображение Марса. На нем можно увидеть Фобос над крупнейшим вулканом Солнечной системы.

Фобос над марсианской поверхностью и гора Олимп. Источник: ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Изображение было создано на основе снимков, сделанных миссией Mars Express 13 июля 2024 года. Разрешение оригинальной версии составляет 140 мегапикселей. Детализация снимка такова, что помимо кратеров на марсианской поверхности, мы также можем увидеть и кратеры самого Фобоса.

Mars Express может делать такие снимки благодаря тому, что в апоцентре своей орбиты он удаляется от Марса на 10 тысяч км, в то время как орбита самого Фобоса проходит на расстоянии всего 6 тысяч км от марсианской поверхности. Для сравнения, средняя дистанция между Землей и Луной составляет 384 тысячи км. Таким образом, Фобос является самым близким к планете естественным спутником Солнечной системы и регулярно «фотобомбит» снимки Mars Express.

У подобной близости есть своя цена. Фобос обречен на гибель. Под действием приливных сил, спутник постепенно приближается к Красной планете. Марсианская гравитация уже оказывает на него заметное воздействие — межпланетные аппараты сфотографировали ряд борозд на поверхности Фобоса. Когда же 22-километровый спутник перейдет предел Роша, то он будет попросту разорван. По разным оценкам, это произойдет через 30–50 млн лет.

Помимо Фобоса, на снимке Mars Express можно увидеть еще одну известную марсианскую достопримечательность. Речь о знаменитой горе Олимп. Это крупнейший вулкан Солнечной системы. Он возвышается на 26 км над окружающей поверхностью, диаметр его основания составляет 600 км. Это сопоставимо с расстоянием от Киева до Варшавы. Попавший на вершину Олимпа путешественник, фактически окажется в условиях космического пространства. Атмосферное давление на этой высоте почти не отличается от технического вакуума.

Ранее мы рассказывали, что в далеком прошлом гора Олимп могла являться вулканическим островом в океане Марса.