Гора Олимп могла быть островом в огромном океане Марса

Гора Олимп, расположенная на северо-западном краю региона Гор Тарсиса на Марсе привлекает внимание астрономов своими огромными размерами. Согласно данным, полученным лазерным высотомером Mars Orbiter Laser Altimeter (MOLA), инструментом на борту Mars Global Surveyor (MGS) NASA, эта гора является самой высокой в Солнечной системе — 21,9 км в высоту, что примерно в 2,5 раза превышает высоту Эвереста (8,85 км). По современным оценкам, этот потухший щитовой вулкан образовался во время Гесперийского периода Марса, примерно 3,7–3 млрд лет назад.

Олимп
Олимп, снятый с орбиты миссией Mars Express ESA. Фото: ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Ее существование совпадает с периодом, когда Марс имел более плотную атмосферу, теплый климат и жидкую воду на поверхности. В то время планета была покрыта глобальным океаном, который охватывал большую часть северного полушария, известную сегодня как Северная низменность. Согласно недавнему исследованию, проведенному учеными из Национального центра научных исследований (CNRS), особенности, обнаруженные на склонах Олимпа, указывают на то, что он мог быть массивным вулканическим островом, где извержения вулканов стекали в океан, подобно земным.

Исследование было проведено группой ученых CNRS из Лаборатории геонаук Париж-Сакле (GEOPS) при Университете Париж-Сакле. Результаты опубликованы в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Марсианский океан

Знание того, когда, где и как долго существовала проточная вода на Марсе, имеет решающее значение для астробиологических исследований Красной планеты. Сейчас ученые считают, что когда-то марсианская атмосфера была гуще и могла поглощать больше тепла. Но после внезапного исчезновения магнитного поля Марса примерно 4,2–3,7 млрд лет назад, планета начала разрушаться под действием солнечного ветра. По сути, зная, как долго на Марсе сохранялась теплая водная среда, астробиологи надеются определить, смогла ли за это время зародиться хоть какая-то примитивная жизнь.

Вулканический остров
Вулканический остров среди пропавшего марсианского океана. Изображение: CNRS

Для своего исследования команда проанализировала особенности склонов Олимпа и возвышенных береговых линий вулканического региона Монтес. Затем они сравнили их с аналогичными особенностями, найденными на вулканах здесь, на Земле, которые образовались в результате взаимодействия магмы и воды. По словам научного сотрудника CNRS GEOPS Энтони Гильденбранда, они включают морфологическое сходство с активными вулканическими островами на Земле, которые демонстрируют значительный структурный излом склона на уровне берега из-за резкого увеличения вязкости лавы во время охлаждения в присутствии жидкой воды.

В течение десятилетий астрономы и астрогеологи считали регион Гор Монтес аномалией. Хотя эта особенность имеет нечетко очерченные границы, ее диаметр составляет около 5 000 км, а высота — до 7 км. Наиболее распространено мнение, что этот регион находится на вершине вулканической «горячей точки», созданной одной или несколькими колоннами горячей магмы, поднимающимися сквозь мантию — подобно островам Гавайи и другим горячим точкам в Тихом океане. Поскольку Марс не имеет тектонических плит, это привело к накоплению магмы со временем, что вызвало мощное извержение вулкана.

Поиски признаков жизни

Гильдебранд и его команда предполагают, что океан, который занимал Северную низменность Марса, существовал в течение длительного периода времени. В определенный момент в течение Гесперийского периода (3,7–3,0 млрд лет назад) произошло значительное поднятие поверхности, вызванное внутренней динамикой. Именно это привело к тому, что современная береговая линия вокруг Олимпа отшлифована аномально высоко — на 6 км над окружающей низменностью. Наконец, ученые пришли к выводу, что после отступления океанов в Амазонский период (3 млрд лет назад) эти короткие линии были частично покрыты субаэральными извержениями.

3D панорама горы Олимп
3D-панорама горы Олимп

Эти находки могут привести к более жестким ограничениям в отношении того, как долго на Марсе существовала поверхностная вода, а также предоставить дополнительные подсказки, как долго продолжалась геологическая активность на планете. Хотя ученые подозревали, что Марс геологически мертв, недавние данные, предоставленные посадочным аппаратом NASA InSight, показали, что в его недрах все еще наблюдается определенная активность. Поскольку вулканизм и геологическая активность играли активную роль в эволюции жизни на Земле, знание того, как долго такая активность продолжается на Марсе, также может стать ключом к поиску доказательств прошлой жизни.

Ранее мы рассказывали о вулканизме на Земле и за ее пределами.