Обнаружены остатки одной из первых звезд во Вселенной

Астрономы обнаружили весьма необычную звезду. По мнению ученых, находка является древним остатком одной из самых первых звезд во Вселенной. Открытие поможет получить новую информацию о первых светилах, которые ни разу прямо или косвенно ранее не наблюдались.

Звезда (вернее, ее остаток) получила название AS0039. Объект расположен в карликовой галактике Скульптор примерно в 290 тысячах световых лет от Солнечной системы. Этот звездный остаток имеет самую низкую концентрацию металлов, особенно железа, из всех светил за пределами Млечного Пути. Также у AS0039 замечена самая низкая концентрация углерода среди звезд, когда-либо попадавших в поле зрения ученых.

AS0039
AS0039 представляет собой остатки одной из первых звезд во Вселенной. Фото: Space.com

Исследователи считают, что находка является доказательством того, что остаток сверхновой — прямой потомок одной из самых ранних звезд во Вселенной. Особенностью таких звезд является крайне низкое содержание в них металлов и прочих тяжелых элементов.

Первичная родительская звезда AS0039 обладала массой около 20 солнечных и, вероятно, погибла в результате мощного взрыва гиперновой — его сила была в 10-100 раз больше, чем у обычной сверхновой.

«AS0039 имеет настолько уникальный химический состав, что позволяет нам изучить природу первых светил и, в частности, их звездную массу», — объяснил соавтор исследования Майк Ирвин, астроном из Кембриджского университета.

Какими были первые звезды?

Хотя все светила представляют собой шары горячего газа (точнее, плазмы), подогреваемые энергией синтеза элементов в ядре, они также чрезвычайно разнообразны. Все они обладают самым разным цветом, массой, температурой и размерами. При этом их можно разделить на три отдельные группы — население I, население II и население III — в зависимости от их химического состава или металличности.

Ранние звезды
Ранние звезды обладали ничтожным содержанием металлов. Иллюстрация: Live Science

Звезды Населения I, как Солнце и большинство других звезд в наблюдаемой Вселенной, имеют высокое содержание металлов и богаты относительно тяжелыми элементами (кальций, магний). Звезды населения II — такие, как AS0039 — встречаются гораздо реже. Они крайне бедны металлами и обладают ничтожно малой концентрацией тяжелых элементов. Звезды населения III не содержат металлов и тяжелых элементов вовсе. Последние никогда не были обнаружены, однако астрономы знают, что это самые первые рожденные светила во Вселенной.

Полученные данные предполагают, что AS0039 может быть звездой второго поколения, образовавшейся из остатков звезды населения III.

По материалам Live Science