Обнаружен древний белый карлик с кольцами

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В рамках проекта Backyard Worlds: Planet 9, направленного на поиск неизвестных тел на дальних рубежах Солнечной системы и коричневых карликов, астрономам-любителям удалось обнаружить древний белый карлик J0207 (LSPM J0207+3331), окруженный пылевыми кольцами.

Окруженный пылевым кольцом белый карлик в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/Scott Wiessinger

Белый карлик расположен на расстоянии 145 световых лет от Солнца в созвездии Козерога. Температура его поверхности составляет 5800°С. По оценкам ученых, он образовался 3 млрд лет назад. J0207 является источником сильного инфракрасного излучения, благодаря которому он и был найден. Во время просмотра изображений, полученных космической обсерваторией WISE, астрономы-любители обратили внимание на инфракрасный сигнал, необычно сильный для коричневого карлика. Последующие проверки показали, что его источником является белый карлик с пылевым кольцом.

Подобные объекты формируются на завершающей стадии эволюции звезд, напоминающих наше Солнце. Когда у светила иссякают запасы водородного термоядерного горючего, оно превращается в красного гиганта, выбрасывая в окружающее пространство значительную часть своего вещества. В конце концов, от звезды остается лишь ядро, которое постепенно сжимается, остывает и превращается в белый карлик.

Инфракрасный сигнал от J0207 на данных телескопа WISE. Источник: Backyard Worlds: Planet 9/NASA’s Goddard Space Flight Center

От 1% до 4% всех известных нам белых карликов являются источниками избыточного инфракрасного излучения, указывающего на то, что они окружены пылевыми дисками или кольцами. Эти структуры, вероятнее всего, состоят из вещества, оставшегося от разрушенных приливными силами астероидов, комет, а возможно, и планет.

Ранее астрономы считали, что подобными пылевыми кольцами окружены лишь относительно молодые белые карлики, появившиеся не более миллиарда лет назад. Но открытие J0207 вынуждает пересмотреть это мнение. По словам исследователей, в данном случае карлик может быть окружен даже двумя кольцами. Более тонкое образовалось во внешних областях, где приливные силы разрушают астероиды, более широкое расположено ближе к бывшей звезде. В будущем ученые намереваются продолжить изучение J0207, чтобы понять, почему он так отличается от других белых карликов.