Обманчивое соседство галактик попало на фото Hubble

Работающие с телескопом Hubble астрономы, опубликовали любопытный снимок, демонстрирующий целую коллекцию спиральных галактик. Они кажутся соседями,  но в реальности это не так.

Спиральные галактики, кажущиеся близкими соседями (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Dalcanton, Dark Energy Survey/DOE/FNAL/NOIRLab/NSF/AURA

В правой части снимка Hubble запечатлена галактика NGC 1356. С ней соседствуют две, меньшие по размерам, галактики LEDA 467699 (над ней) и LEDA 95415 (очень близко слева). И, наконец, в левой части кадра можно увидеть еще одну галактику, известную под обозначением IC 1947.

Это изображение — интересный пример того, как сложно определить, действительно ли две галактики находятся рядом друг с другом или только кажутся такими, для находящегося на Земле наблюдателя. При беглом взгляде на снимок Hubble можно подумать, что NGC 1356, LEDA 467699 и LEDA 95415 близкие соседи, в то время как IC 1947 находится на более отдаленном расстоянии. Однако следует помнить, что двумерные изображения, подобные этому, дают представление только о том, как объекты распределены на небе. Но они не содержат информации об их расстоянии до Земли.

Например, хотя NGC 1356 и LEDA 95415 кажутся соседями,  в реальности, первая находится на расстоянии около 550 млн световых лет от Земли, а вторая — примерно на расстоянии 840 млн световых лет. Так что дистанция между ними составляет почти 300 млн световых лет. Это также означает, что LEDA 95415, скорее всего, гораздо меньше NGC 1356, чем кажется на первый взгляд.

С другой стороны, хотя на этом снимке NGC 1356 и IC 1947 кажутся разделенными космической пропастью, IC 1947 находится всего в 500 млн световых лет от Земли. Угловое расстояние между ними на этом снимке составляет менее четырехсот тысяч световых лет, так что на самом деле они гораздо более близкие соседи, чем NGC 1356 и LEDA 95415.