Обманчивая скромность: «тихая» черная дыра поразила астрономов своим поведением

Анализ данных, собранных рентгеновским телескопом XMM-Newton, позволил исследователям обнаружить обманчиво «тихую» черную дыру. Ее скрытая активность влияет на процессы звездообразования во всей галактике.

Как черные дыры влияют на свои галактики

В центре практически каждой крупной галактики находится сверхмассивная черная дыра, чья мощная гравитация втягивает газ из окружающей среды. По мере того как газ закручивается в спираль, он скапливается в плоский аккреционный диск. Вещество в нем перетирается, нагревается до огромных температур, что сопровождается выделением большого количества энергии, а затем проходит точку невозврата и поглощается.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника. Источник: NASA

Однако черные дыры поглощают не весь газ из аккреционного диска. Часть вещества выбрасывается обратно. Обычно это происходит в форме двух полярных струй (джетов). Но в некоторых случаях вещество из аккреционного диска выбрасывается во все стороны с такой скоростью, что сметает окружающий межзвездный газ. Это не только лишает черную дыру пищи, но и приводит к тому, что в огромном регионе по соседству с ней больше не могут образовываться новые звезды, что меняет структуру галактики.

До сих пор этот сверхбыстрый «ветер» черной дыры обнаруживался только в очень ярких аккреционных дисках, которые находятся на пределе возможностей по втягиванию материи. Но благодаря рентгеновскому телескопу XMM-Newton астрономы сумели обнаружить этот эффект в обычной галактике.

«Тихая» галактика

Открытие было сделано во время изучения галактики Markarian 817. Она привлекла внимание исследователей своей «тишиной» — из ее центра исходило совсем немного рентгеновского излучения. В дальнейшем выяснилось, что причиной этому является ветер, производимый сверхмассивной черной дырой. Он действовал как саван, блокируя излучение, исходящее из ближайшего окружения черной дыры.

Галактика Markarian 817 на снимке телескопа Hubble. Источник: NASA, ESA and the Hubble SM4 ERO Team

Детальный анализ рентгеновских измерений показал, что несмотря на кажущееся спокойствие, черная дыра в Markarian 817 производила очень мощные ветра, и это продолжалось, как минимум, в течение года.

Черная дыра в центре галактики Markarian 817 в представлении художника. Источник: ESA

Находка помогает астрономам получить ответ на вопрос о том, как черные дыры влияют на свое окружение. Многие галактики, включая Млечный Путь, имеют вокруг своих центров обширные области, в которых образуется очень мало новых звезд. Это можно объяснить ветрами черных дыр, которые вымывают звездообразующий газ. Раньше считалось, что для этого необходима крайне активная черная дыра, обладающая массивным аккреционным диском. Но теперь стало понятно, что даже черная дыра, поглощающая умеренное количество вещества может оказать весьма значительное влияние на свою галактику.