Облако Оорта может являться домом для захваченной экзопланеты

Облако Оорта может являться домом для планетоподобных тел, захваченных гравитацией нашего Солнца. К такому выводу пришла команда исследователей из Франции и США.

Планета Х в представлении художника. Источник: Caltech/R. Hurt (IPAC)

В настоящее время все планеты Солнечной системы движутся по стабильным орбитам. Но так было далеко не всегда. На заре своего существования она прошла через период нестабильности, сопровождавшийся изменением орбиты Юпитера. Эта пертурбация выкинула значительную часть оставшихся после формирования Солнечной системы обломков. Часть из них перешла на удаленные орбиты в облаке Оорта, а часть навсегда покинули ее пределы. Некоторые ученые даже допускают, что таким образом Солнечная система могла лишиться целой планеты.

Скорее всего, это является довольно распространенным сценарием. Подтверждением являются посетившие нашу Солнечную систему межзвездный астероид Оумуамуа и комета Борисова. Также астрономам удалось найти целый ряд планет-изгоев, которые движутся в режиме свободного полета по Млечному Пути.

Но если звезды могут катапультировать в космос планеты, способны ли они  также и захватывать выброшенные из других систем тела своей гравитацией? Чтобы ответить на этот вопрос, международная команда исследователей прибегла к помощи компьютерного моделирования.

Исследование показало, что порядка 10% изначально входящих в состав звездной системы планет в последующем могут быть выкинуты в межзвездное пространство. Что касается возможности гравитационного захвата таких тел, то наилучшие шансы на это возникают не при близком пролете через центр системы, а при прохождении через ее дальние рубежи.

Что же касается нашей Солнечной системы, то согласно результатам моделирования, существует примерно 7%-я вероятность, что в Облаке Оорта может находиться захваченная ледяная экзопланета. Для сравнения, вероятность того, что оно может являться домом для перешедшей на удаленную орбиту «родной» планеты, составляет всего 0,5%. Это означает, что если гипотеза о существовании планеты Х верна, то с очень большой долей вероятности это будет, захваченное солнечной гравитацией, тело из другой звездной системы.