New Horizons идентифицировал пару двойных объектов в поясе Койпера

Два объекта пояса Койпера, ранее считавшиеся одиночными, на самом деле представляют собой пару небесных тел, обращающихся друг вокруг друга по орбитам небольшого радиуса. Заявление об этом было сделано на 53-й ежегодной встрече Американского астрономического сообщества.

Снимки объектов пояса Койпера 2011 JY31 и 2014 OS393, сделанные зондом New Horizons. Источник: NASA / JHAPL / SwRI

Речь идет об объектах 2011 JY31 и 2014 OS393, изначально обнаруженных в ходе наземных наблюдений. В сентябре 2018 года зонд New Horizons провел их съемку, задействовав бортовую камеру LORRI. В тот момент он находился на расстоянии 0,15 а.е. от 2011 JY31 и 0,11 а.е. от 2014 OS393. Это позволило получить фотографии, качество которых превосходило наилучшие изображения наземных телескопов.

Траектория полета New Horizons и расположение объектов 2011 JY31 и 2014 OS393 в момент съемки. Источник: NASA / JHAPL / SwRI

Камере LORRI не хватило разрешения, чтобы различить отдельные компоненты этих пар, но снимки продемонстрировали, что 2011 JY31 и 2014 OS393 обладают вытянутой формой. В ходе последующего анализа астрономы установили, что наличие двух тел наилучшим образом объясняет их физические характеристики, а также изменения яркости. Созданная ими модель показала, что 2011 JY31 представляет собой пару 50-километровых объектов, расположенных на расстоянии 200 км друг от друга. Что касается 2014 OS393, то это два 30-километровых тела, разделенных дистанцией порядка 150 км.

Схема формирования двойных объектов пояса Койпера. Источник: NASA / JHAPL / SwRI

Находка подтверждает существующую теорию, согласно которой на заре Солнечной системы планетезимали (зародыши будущих планет) начали формироваться в результате «мягких» столкновений в подобных двойных системах. Напомним, что в 2019 году New Horizons совершил близкий пролет койпероида Аррокот. Сделанные зондом снимки показали, что он представляет собой контактный объект, образовавшийся в ходе слияния двух отдельных небесных тел.

По материалам: https://skyandtelescope.org