Неожиданная находка транзитной экзопланеты

В 2019 году астрономы нашли три экзопланеты в системе ν² Волка — желтого карлика, расположенного на расстоянии 47 световых лет от Солнца. Благодаря относительной близости и яркости его можно увидеть на земном небе невооруженным глазом.

Система Ню² Волка. Источник: ESA

Экзопланеты были открыты благодаря отклонениям в радиальной скорости звезды. В дальнейшем исследователям удалось выяснить, что две из них (с периодами обращения в 11,6 и 27,6 дней) являются транзитными. Чтобы уточнить их характеристики, астрономы задействовали принадлежащий ESA спутник Cheops (CHaracterising ExOPlanet Satellite).

Наблюдения преподнесли небольшой сюрприз. Cheops не только исследовал данные миры, но и обнаружил, что третья экзопланета с периодом обращения в 107,6 дней также является транзитной. Это первый случай находки транзитного тела с таким большим орбитальным периодом у звезды, видимой на земном небе невооруженным глазом.

Экзопланеты системы Ню² Волка. Источник: ESA; data: L. Delrez et al (2021)

Собранные космическим телескопом данные помогли установить, что радиус третьей экзопланеты в 2,5 раза превосходит радиус Земли. Поскольку ее масса в 8,8 больше земной, астрономы пришли к выводу, что, скорее всего, это мини-нептун. Такие тела занимают промежуточное положение между каменными планетами вроде нашей и планетами-гигантами вроде Урана и Нептуна. Они обладают плотной газовой оболочкой, содержащей большое количество водорода, гелия и воды (в форме пара и экзотических модификаций льда).

Что касается двух оставшихся экзопланет, то одна из них также является мини-нептуном, а другая представляет собой каменистую суперземлю. Все три тела получают от своей звезды намного больше энергии, нежели Земля, что практически исключает их из числа кандидатов для поисков внеземной жизни.

По материалам: https://www.esa.int