Просто о сложном | Неожиданные ответы на вопросы о NASA

Национальная аэрокосмическая администрация США, известная по аббревиатуре NASA, была основана 29 июля 1958 года. За 65 лет, прошедших со дня ее основания, эта организация занималась десятками различных проектов, и за это время о ней придумали немало мифов. Поэтому мы подготовили пять вопросов, ответы на которые могут вас удивить.

NASA

1. Где находится штаб-квартира NASA?

Как ни странно, сначала у NASA просто не было места, которое официально называлось бы ее штаб-квартирой. С момента основания в 1958-м и до 1961-го эту роль выполнял исследовательский центр Лэнгли, а затем — комплекс зданий в Хьюстоне (штат Техас), ныне известный как Космический центр им. Линдона Джонсона.

Официально штаб-квартира NASA имени Мэри Джексон появилась в 1992 году. Ею стали два малоэтажных здания в Вашингтоне. Ее официальный адрес — улица Скрытых фигур, 300.

Сама улица получила свое название в честь женщин-математиков, работавших в NASA. Одной из них и была Мэри Джексон, в честь которой названа штаб-квартира.

2. Руководят ли NASA американские военные?

Изначально NASA создавалась как гражданская администрация. И подчиняется она непосредственно президенту США, а не министру обороны. Практически единственные важные в жизни организации военные — некоторые астронавты, которые официально находятся на службе и имеют звания, ничего не значащие в NASA.

Некоторые проекты оборонного назначения они выполняют вместе с военными, но во всех случаях считается, что они помогают им, и не более того. Но большинство собственных проектов американские военные реализуют самостоятельно.

3. Строила ли NASA когда-нибудь самолеты?

Хотя NASA преимущественно занимается спутниками и марсоходами, самолеты организация строит практически на протяжении всей своей истории. Началось все с Bell X-1, первого в мире самолета, преодолевшего звуковой барьер. Его создавали предшественники NASA, организация NACA. Затем был суборбитальный аппарат X-15 — по сути, ракетоплан.

Потом наступила эра шаттлов, и они тоже были самолетами, поскольку завершали свой полет благодаря аэродинамическим плоскостям. Занималась самолетами NASA и в XXI веке. Речь идет о X-59 QueSST, который должен преодолеть звуковой барьер, избегая повышенных нагрузок.

4. Кому принадлежит Международная космическая станция?

Международная космическая станция — проект, к которому причастно немало государств, и вопрос, кому она на самом деле принадлежит, регулируется рядом международных соглашений. Но фактически главным пользователем станции является именно NASA.

Ей принадлежат модули: «Юнити», «Дестени», «Квест», «Гармония», «Транквилити», «Купол», BEAM, «Леонардо», «Бишоп» и «Заря». Кроме того, NASA принадлежат все внешние конструкции станции и она в равной степени пользуется модулями «Кибо» и «Коламбус», владельцами которых являются JAXA и ESA соответственно. И только модули «Звезда», «Поиск», «Наука» и «Рассвет» принадлежат россии.

5. Как далеко в космос залетали космические аппараты NASA?

Именно NASA принадлежат космические аппараты, которые улетели от Земли дальше других и имеют самый долгий срок эксплуатации. Чемпионами здесь являются Voyager-1 и Voyager-2. Со времени их запуска в 1977 году прошло уже 46 лет, и за этот период они успели отлететь от Солнца на расстояние 159,3 и 133,21 а. е. соответственно.

Запущенный гораздо позже зонд New Horizons еще в апреле 2021-го преодолел отметку 50 а. е. Что касается продолжительности миссий, то впечатляющие результаты демонстрируют аппараты серии Pioneer, запущенные в 1960–70 годы. Связь с ними была потеряна еще в 1990–2000-х, однако они вполне могут оставаться функциональными до сих пор.