Необычная история опасного астероида

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Потенциально опасный околоземный астероид Тутатис (4179 Toutatis), серия сближений которого с Землей имела место в 1989-2016 гг., мог образоваться в результате слияния двух небольших каменистых тел. К такому заключению пришли ученые из Китайской академии наук. Результаты их исследования были опубликованы в недавнем выпуске журнала Monthly Notices of the Royal Astronomical.

Тутатис был впервые замечен в 1934 г. Но вскоре астрономы его «потеряли». Повторное открытие астероида состоялось лишь в 1989-м. Из-за малого наклонения орбиты и периода обращения, почти равного четырем годам, этот объект часто сближался с Землей. По меркам околоземных астероидов он имеет достаточно большие размеры: его длина составляет 4,8 км, ширина — 1,8 км. В случае столкновения он нанесет большой ущерб нашей планете.

В 2012 г. китайский зонд «Чанъэ-2» прошел на расстоянии всего 3,2 км от астероида. Сделанные им снимки помогли уточнить размеры и форму Тутатиса. Оказалось, что он состоит из двух частей: относительно небольшой «головы» и основного «тела». Около 14% околоземных астероидов размером свыше 200 м обладает схожей формой.

Команда исследователей предположила, что изначально Тутатис был двойным объктом. Ученые провели ряд симуляций и пришли к выводу, что во время близкого пролета Земли гравитация нашей планеты могла так повлиять на орбиту астероида и его спутника, что они столкнулись на небольшой скорости и образовали единую структуру.

Стоит отметить, что в том же 2012 году под действием гравитации Юпитера и других планет орбита Тутатиса изменилась. В следующий раз он приблизится к Земле лишь в 2069-м. Согласно расчетам, дистанция пролета составит чуть менее 3 млн км. По словам исследователей, вероятность столкновения астероида с нашей планетой в ближайшие несколько сотен лет практически равна нулю. Сделать более долгосрочный прогноз сложно из-за того, что его орбита постепенно меняется из-за гравитационных пертурбаций. Возможно, со временем он все же столкнется с другим небесным телом или же, наоборот, покинет Солнечную систему, а возможно, будет еще много миллионов лет курсировать по нынешней орбите.

Исследователи уверены лишь в том, что, хоть Тутатис и представляет собой «кучу камней», из-за своего медленного вращения он вряд ли развалится на части, даже если совершит очень близкий пролет планеты.

По материалам: http://english.cas.cn