Некоторые спутники Млечного Пути являются древнейшими галактиками Вселенной

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В окрестностях Млечного Пути находятся десятки карликовых галактик. Некоторые давно известны ученым (например, Магеллановы Облака), но большинство было открыто лишь недавно. Многие из них гравитационно связанны с нашей звездной системой и, подобно спутникам планет, движутся по орбитам вокруг ее центра. В ходе недавнего исследования международная команда астрономов установила, что часть этих объектов относится к самому первому поколению галактик, сформировавшемуся вскоре после Большого Взрыва.

По словам исследователей, большинство из этих тусклых древних галактик набрали от 50% до 90% нынешней массы в период т.н. «темных веков». В астрономии так обозначают эпоху, начавшуюся через 380 тыс. лет после Большого Взрыва и продолжавшуюся несколько сотен миллионов лет. В этот период времени Вселенная остыла настолько, что в ней появились первые атомы (в первую очередь водорода), из которых сформировались газовые облака, не пропускавшие ультрафиолетовое излучение.

Постепенно эти облака начали превращаться в крупные гравитационно-связанные скопления вещества — зародыши первых галактик, в которых появились первые звезды. Мощное излучение этих светил постепенно реионизировало окружающий их водород, сделав Вселенную прозрачной для видимого света.

Имеющиеся данные указывают на то, что интенсивное излучение первых звезд, положившее конец эпохе «темных веков», также мешало формироваться более поздним поколениям галактик. Когда ученые построили кривую светимости карликовых спутников Млечного Пути, то обнаружили «яму», соответствующую периоду между завершением «темных веков» и появлением следующего галактического поколения. По их мнению, наиболее тусклые галактики-спутники сформировались в конце этой эпохи, а более яркие — почти через миллиард лет после ее завершения.

Распределение карликовых галактик в окрестностях Млечного Пути. Желтыми кружками отмечены наиболее тусклые галактики, голубыми — более яркие. Источник: Institute for Computational Cosmology, Durham University, UK/ Heidelberg Institute for Theoretical Studies, Germany / Max Planck Institute for Astrophysics, GermanyОткрытие стало хорошим примером того, как данные реальных наблюдений совпадают с предсказаниями теоретических моделей. Теперь астрономы могут использовать соседние карликовые галактики, чтобы детальнее изучить, как протекала эволюция ранней Вселенной.