Навстречу Земле: Hubble сфотографировал приближающуюся к Млечному Пути угасающую спиральную галактику

Работающие с космическим телескопом Hubble астрономы, опубликовали новый снимок. На нем запечатлена галактика M90.

Галактика M90 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, D. Thilker, J. Lee and the PHANGS-HST Team

M90 расположена на расстоянии 55 млн световых лет от Земли. Она является частью скопления Девы. Так называют ближайшее к нам крупное галактическое скопление, состоящее из более чем тысячи участников.

За годы работы Hubble неоднократно фотографировал M90. Представленный снимок был сделан на основе данных, собранных в ходе наблюдений в 2019 и 2023 году. Они были обработаны для создания нового изображения, дающего гораздо более полное представление о пылевом диске галактики, ее газообразном ореоле и ярком ядре.

Внутренние области диска M90 насыщены регионами активного звездообразования, которые можно опознать по характерному красному излучению водорода, но в остальной части галактики они отсутствуют. Дело в том, что примерно 300 млн лет назад галактика прошла вблизи центра скопления Девы. Заполоняющие его газовые облака подействовала на М90 как сильный встречный ветер, вытеснив из нее огромное количество газа и создав вокруг диффузное гало, которое можно увидеть на фото Hubble. Из этого M90 больше не может образовывать новые звезды, и в итоге она угаснет как спиральная галактика.

Другой интересный факт про M90 заключается в том, что после прохождения через скопления Девы она настолько ускорилась, что со временем навсегда покинет его. По стечению обстоятельств она движется в нашу сторону — это одна из немного галактик, приближающаяся к Млечному Пути. Так что гипотетические наблюдатели будущего смогут рассмотреть M90 еще лучше и увидеть процесс ее трансформации из спиральной в линзовидную галактику.

По материалам Esahubble