Наука лунных прыжков

Ученые Европейского космического агентства изучают на Земле влияние пониженной гравитации на организм человека. Они не только хотят понять, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть на Луне, но и пытаются найти способ предотвратить их.

Прыжки на Луне
Прыжки на Луне. Источник: www.artstation.com/artwork/eVx6P

Программа исследования влияния низкой гравитации

Европейское космическое агентство (ESA) серьезно размышляет над отправкой людей на Луну. Но с этим связана одна немаловажная проблема. На Луне сила тяжести в шесть раз меньше земной и неизвестно, как длительное пребывание там влияет на организм человека.

Низкую силу тяжести еще называют гипогравитацией. Она является явлением схожим, но все же отличительным от полной невесомости. Негативное влияние последней на организм человека неплохо изучено и оно немало ограничивает время пребывания людей на орбите.

Теоретически гипогравитация может быть менее вредной, но ее изучение на Земле чрезвычайно осложнено. Но ESA все же попыталась решить это в рамках программы «Движение в средах с низкой гравитацией» (MoLo).

Экспериментальные исследования

Одной из главных научных лабораторий, на работу которых опирается MoLo, является объект Locomotion On Other Planets, расположенный в Милане. Это 17-метровый столб, оснащенный системой подвесов, напоминающих оборудование для банджи-джампинга. Благодаря ему европейские астронавты могут почувствовать не только передвижение в условиях лунной гравитации, но и прыжки.

Прыжки при пониженной гравитации
Прыжки при пониженной гравитации. Источник: ESA

Вторая составляющая программы исследований опирается на реактивные самолеты, совершающие полет параболической траекторией. Это очень похоже на создание искусственной невесомости, только траектория движения не такая крутая.

Конечно, при этом участники эксперимента буквально увешаны различными датчиками, фиксирующими изменение их биологических параметров. Далее ученым только остается экстраполировать данные на месяцы вперед, чтобы понять, с чем же у астронавтов будут проблемы.

Прыжки на Луне

Один из интересующих исследователей вопрос — как пониженная гравитация влияет на ощущение равновесия. В невесомости понимание, где верх, а где низ, нивелируется. А вот относительно случая, когда сила тяжести есть, но очень слабая, ученые все еще не уверены, возможно, именно прыжки при пониженной гравитации могут дать ответ на этот вопрос.

Другая важная тема — состояние костей астронавтов. При пониженной гравитации из них вымывается кальций и они становятся хрупкими. Но, вполне возможно, что физические упражнения способны этому помешать. Насколько интенсивными они должны быть — единого мнения у ученых пока нет.

Кто-то отмечает, что длительные и регулярные прогулки по Луне смогут поддерживать кости в надлежащем состоянии. Другие считают, что именно прыжки могут быть тем видом деятельности, который поможет астронавтам сохранить здоровье.