NASA и ESA выбрали орбиту для станции Gateway

Космические ведомства Европы и США согласовали орбиту, на которой будет размещена окололунная орбитальная станция LOP-G (Gateway). Специалисты пришли к выводу, что наилучшим вариантом является почти прямолинейная гало-орбита (Near-Rectilinear Halo Orbit, NRHO). Ее центром станет точка Лагранжа L2 системы «Земля — Луна». В этом месте силы притяжения нашей планеты и ее спутника взаимно уравновешивают друг друга.

Перицентр орбиты будет проходить на расстоянии 3 тыс., апоцентр — на расстоянии 70 тыс. км от лунной поверхности. Gateway будет совершать один оборот вокруг Луны за семь дней. По словам специалистов, предложенная орбита сочетает в себе несколько преимуществ:

• Она оптимальна с точки зрения доступа как при запусках с Земли, так и с поверхности Луны.
  • Плоскость NRHO-орбиты будет поворачиваться вместе с Луной. Благодаря этому, Gateway будет всегда видна с Земли и для связи с ней не потребуется запускать дополнительный ретрансляционный аппарат.
  • Станция будет редко проходить через земную тень, что означает, что ее солнечные батареи практически всегда будут освещены Солнцем.
  • Поддержание NRHO-орбиты требует относительно небольших затрат топлива.

Первым элементом станции Gateway станет электродвигательный модуль PPE (Power and Propulsion Element). На нем будут установлены солнечные батареи и ионные двигатели, использующие эффект Холла. Производством модуля займется компания Maxar Technologies. Запуск PPE запланирован на 2022 г.

В 2023 — 2024 г. PPE будет состыкован с небольшим жилым модулем, способным обеспечить кратковременное пребывание экипажа, а также лунным посадочным аппаратом. В 2024 г. к Gateway прибудет корабль Orion с экипажем из четырех человек (миссия Artemis 3). Два астронавта останутся на борту станции, два совершат посадку на южный полюс Луны, а затем вернутся назад. В дальнейшем, Gateway будет оснащена дополнительными модулями, способными обеспечить более длительное пребывание людей, а также проведение различных научных исследований.