NASA стала полноправным владельцем модуля BEAM

Управление модулем Bigelow Expandable Activity Module (BEAM) полностью перешло от компании Bigelow Aerospace к Национальной аэрокосмической администрации США (NASA). Техническую поддержку этого проекта теперь будет осуществлять ATA Engineering.

Модуль BEAM
Модуль BEAM. Источник: NASA

Новые владельцы модуля BEAM

18 января NASA анонсировала контракт стоимостью 250 тыс. долларов с компанией ATA Engineering. Компания базируется в Сан-Диего и будет заниматься техническим обслуживанием модуля BEAM. Этот надувной модуль с 2016 года пристыкован к Международной космической станции, где выполняет роль дополнительного хранилища.

В декабре разработчик модуля компания Bigelow Aerospace официально передала NASA звание «хозяина» модуля BEAM. По словам представителя космического агентства, такое развитие событий предусмотрено соглашением о продлении эксплуатации модуля, подписанным в 2017 году. Это соглашение не предусматривает каких-либо дополнительных компенсаций и заказов для компании-разработчика.

В 2019 году Bigelow Aerospace и NASA не смогли достичь понимания в вопросе разработке коммерческого модуля для МКС. Впоследствии агентство доверило этот проект компании Axiom Space. А весной 2020 года Bigelow Aerospace уволила всех своих работников и с тех пор от них не поступало никаких заявлений. ATA Engineering была субподрядчиком при строительстве модуля BEAM. Теперь в NASA уверены, что лучших специалистов для эксплуатации этого модуля, которая продлится минимум до 2032 года, им просто не найти.

Прошлое и будущее надувных модулей

Компания Bigelow Aerospace является ветераном на рынке частного освоения космоса. Она была основана более 20 лет назад. Надувной модуль BEAM стал ее главным проектом. Модуль BEAM в развернутом состоянии имеет длину четыре и диаметр более трех метров. Он был установлен на МКС в 2016 году. Тогда главной целью его запуска в космос было простое тестирование подобных конструкций. Но модуль показал себя настолько хорошо, что NASA решила продлить его эксплуатацию в качестве дополнительного хранилища.

Но одним продолжительным использованием BEAM «надувная космонавтика» не ограничивается. Британская компания Space Entertainment Enterprise предлагает свой проект надувного модуля SEE-1. Он должен иметь вид сферы диаметром 6 м. Компания-разработчик предлагает использовать его в качестве пространства для развлечений.

По материалам: spacenews.com