NASA раскрыла истинную природу туманности в соседней галактике

NASA опубликовала красочное изображение туманности 30 Doradus B. Анализ снимка показал, что она является творением не одной, а по меньшей мере двух взорвавшихся звезд.

Туманность 30 Doradus B. Рентгеновские данные: NASA/CXC/Penn State Univ./L. Townsley et al.; Оптические данные: NASA/STScI/HST; Инфракрасные данные: NASA/JPL/CalTech/SST; Обработка изображения: NASA/CXC/SAO/J. Schmidt, N. Wolk, K. Arcand

Туманность 30 Doradus B расположена на расстоянии 160 тысяч световых лет от Земли в Большом Магеллановом облаке — небольшой галактике-спутнице Млечного Пути. Она является частью куда более крупного комплекса, известного под названием туманность Тарантула. Это обширная область ионизированного водорода, где последние 8 – 10 млн лет активно формируются новые звезды.

В рамках нового исследования 30 Doradus B астрономы объединили рентгеновские данные телескопа Chandra (фиолетовый цвет), оптические данные 4-метрового телескопа Виктора Бланко (оранжевый и голубой) и инфракрасные данных телескопа Spitzer (красный). К ним также были добавленные данные телескопа Hubble в черно-белом цвете, чтобы выделить резкие черты на изображении.

В результате ученым удалось получить наиболее детальное изображение туманности в истории. Его анализ выявил наличие слабой оболочки, которая является источником рентгеновского излучения. Ее диаметр составляет около 130 световых лет. Для сравнения,  ближайшая к Солнцу звезда находится на расстоянии около 4 световых лет. Данные Chandra также показали наличие заряженных частиц, испускаемых пульсаром.

Сопоставив эти данные с результатами наблюдений других телескопов, исследователи пришли к выводу, что один взрыв сверхновой не может объяснить увиденное. И пульсар, и яркое рентгеновское излучение в центре 30 Doradus B, скорее всего, появились в результате коллапса массивной звезды, случившегося около 5 тысяч лет назад. Однако более крупная тусклая рентгеновская оболочка слишком велика, чтобы быть результатом взрыва той же сверхновой.

Вместо этого команда считает, что в 30 Doradus B произошло, как минимум, две вспышки сверхновых, причем рентгеновская оболочка была образована другой сверхновой, взорвавшейся более 5 тысяч лет назад. Вполне возможно, что в прошлом их было еще больше. Этот результат может помочь астрономам узнать больше о жизни и смерти массивных звезд.