NASA показала впечатляющий портрет взорвавшейся звезды

NASA опубликовала новое, весьма впечатляющее изображение остатка сверхновой Кассиопея А. Оно было составлено на основе данных, собранных космическими обсерваториями IXPE, Chandra и Hubble.

Портрет остатка сверхновой Кассиопея А от телескопов IXPE, Chandra и Hubble. Источник: NASA/STScI /CXC/SAO/MSFC/J. Vink et al.

«Пропавшая» сверхновая

Кассиопея А расположена на расстоянии 11 тысяч световых лет от Земли и представляет собой один из наиболее молодых остатков сверхновых в Млечном Пути. Считается, что свет от ее вспышки должен был достичь нашей планеты где-то в конце XVII века. Однако в исторических хрониках нет никаких записей об этом событии. Существует предположение, что незадолго до взрыва звезда выбросила большое количество вещества. Оно плотно окутало ее и поглотило свет от вспышки.

Кассиопея А. Источник: NASA/NuSTAR/CXC/RIKEN/T. Sato et al.

Лишь в 1947 году астрономы обнаружили в созвездии Кассиопеи мощный радиоисточник, который позже был соотнесен с остатком сверхновой. В последующем его удалось идентифицировать и в оптическом диапазоне. Наблюдения показали, что вещество остатка имеет температуру около 30 млн градусов и расширяется со скоростью 4 — 6 тысяч км/с.

Первые наблюдения телескопа IXPE

Благодаря близости к Земле и своей молодости, Кассиопея А является объектом пристального изучения со стороны многих астрономов и астрофизиков. В частности, их интересуют процессы формирования тяжелых элементов. Сверхновые часто называют звездными кузницами. В ходе процесса взрывного нуклеосинтеза в них образуются все химические элементы — от углерода до железа.

Обсерватория IXPE (концепт). Источник: NASA

Кассиопея А была выбрана в качестве первой цели для наблюдений, запущенного в конце прошлого года рентгеновского телескопа IXPE. В период с 11 по 29 января 2022 года он провел серию наблюдений остатка сверхновой. Благодаря своей возможности фиксировать поляризованное излучение, IXPE предоставил новые данные о строении магнитного поля Кассиопеи А. Оказалось, что его линии выровнены в радиальном, а не перпендикулярном направлении.

Впоследствии данные IXPE были дополнены результатами наблюдений телескопов Chandra и Hubble. Это позволило создать новый портрет погибшей звезды.