NASA исследует экзопланеты при помощи орбитального телескопа Spitzer

Недавно NASA обнародовала результаты двух исследований, осуществленных с помощью орбитального телескопа Spitzer. Первое посвящено погоде на коричневых карликах. Второе раскрывает секреты того, как газовые гиганты мигрируют между орбитами в процессе своей эволюции.

Экзопланета, исследуемая с помощью Spitzer
Орбита планеты XO-3b. Источник: NASA/JPL-Caltech

Spitzer сделал прогноз погоды для коричневых карликов

NASA продолжает изучать космос с помощью своего орбитального телескопа Spitzer. Устройство работает в области инфракрасного спектра. Одно из исследований, проведенных с его помощью, касается изучения погоды на коричневых карликах. Эти объекты занимают промежуточное положение между газовыми гигантами и звездами. По своему химическому составу они идентичны светилам, но их масса слишком мала, чтобы поддерживать термоядерные реакции в течение длительного времени.

Ученые установили, что погода на коричневых карликах достаточно сильно меняется по мере их старения. В частности, Spitzer заметил, что у молодых объектов этого типа существует высокая вариативность в интенсивности излучения на разных длинах волн. Эти кратковременные изменения интенсивности могут быть вызваны движением облаков в атмосфере коричневых карликов.

А вот атмосферы старых коричневых карликов такой вариативности не показывают. Это свидетельствует о том, что они более однородны и у них отсутствуют такие большие погодные изменения. Кроме того, ученые предполагают, что по мере старения коричневые карлики становятся плотнее и спокойнее из-за того, что внутреннее тепло перестает их «раздувать».

Исследование миграций «горячих юпитеров»

Другое исследование, проведенное на основе данных Spitzer, посвящено «горячим юпитерам». Эти газовые гиганты, находящиеся к своим звездам ближе, чем Меркурий к Солнцу, уже достаточно хорошо изучены. Однако нерешенным остается вопрос о месте их образования.

Исследователи из Университета МакГилл в Монреале наблюдали за планетой XO-3b. Этот «горячий юпитер» отличается от других тем, что его орбита не круговая, а эксцентричная. Итак, существует вероятность, что относительно недавно она находилась на большем расстоянии от своей звезды.

Окончательных выводов о месте образования планеты нет. Однако было установлено, что XO-3b производит определенное количество тепла, которое не так просто объяснить. Предполагается, что оно может являться следствием действия приливных сил, которые из-за трения внутри планеты переходят в тепловое излучение. Наличие этого тепла свидетельствует, что ее орбита испытывает сильные колебания. XO-3b на каждом обороте находится то ближе, то дальше от своей звезды. А значит, в прошлом экзопланета действительно могла располагаться на более отдаленной круговой орбите.