Наноспутник совершил рекордный маневр

Компания Terran Orbital сообщила об успешном выполнении маневра, в ходе которого созданный на основе платформы кубсат (6U) коммуникационный спутник EchoStar Global 3 перешел на новую орбиту. Он изменил свое наклонение на 1,5°, что соответствует характеристической скорости (Δv) в 200 м/с. Это рекорд для аппаратов подобного типа.

Спутник EchoStar Global 3. Источник: Terran Orbital

Изменение орбитального наклонения — это один из наиболее энергоемких маневров. Для спутников на низкой околоземной орбите изменение наклонения к экватору на 45° требует приблизительно той же энергии, что и для выведения аппарата на орбиту. В качестве примера можно привести шаттл. При полном использовании всего бортового запаса топлива «челнок» в теории мог изменить свое наклонение не более чем на 2°.

По словам представителей Terran Orbital, выполненный EchoStar Global 3 маневр является важной вехой в истории наноспутников. Он доказывает, что подобные аппараты способны самостоятельно менять орбиту в значительных пределах. В ряде случаев это устраняет для их владельцев необходимость заказа отдельной ракеты или использования космических буксиров для вывода наноспутника на целевую орбиту.

Изменение наклонения является весьма сложным маневром не только для околоземных спутников, но и межпланетных аппаратов. В качестве примера можно привести зонд Solar Orbiter, одна из целей которого заключается в фотографировании приполярных областей Солнца. Чтобы выполнить поставленную задачу, аппарату нужно поднять наклонение своей орбиты с 0° до 33°. Для этого Solar Orbiter потребуется совершить семь гравитационных маневров в окрестностях Земли и Венеры, что займет почти десять лет.

По материалам https://www.terranorbital.com