Найдена экзопланета, пережившая смерть своей звезды

Используя данные, полученные при помощи телескопов Keck I и II обсерватории Мауна Кеа, астрономы подтвердили существование экзопланеты в системе MOA-2010-BLG-477 L. Особенность находки заключается в том, что она обращается вокруг белого карлика — остатка звезды, полностью истратившего запасы водородного термоядерного горючего и сбросившего в окружающее пространство большую часть своего вещества. В далеком будущем аналогичная судьба ожидает и наше Солнце.

Система MOA-2010-BLG-477 L в представлении художника. Источник: W. M. Keck Observatory/Adam Makarenko

MOA-2010-BLG-477 L расположена от нас на расстоянии 6,5 тыс. световых лет в направлении галактического центра. Масса белого карлика примерно вдвое меньше солнечной. Что касается найденной экзопланеты, то это газовый гигант, масса которого превосходит массу Юпитера в 1,4 раза, а орбита расположена на расстоянии 2,8 а. е. от центрального тела системы.

Стоит отметить, что на данный момент астрономами найдено свыше четырех тысяч экзопланет, но лишь несколько из них обращаются вокруг белых карликов. Обнаружение планеты в системе MOA-2010-BLG-477 L доказывает, что находящиеся на значительном удалении крупные газовые гиганты могут пережить гибель своей звезды.

Кроме того, находка дает некоторое представление о том, как будет выглядеть Солнечная система примерно через 7 млрд лет. Считается, что к тому моменту Солнце уничтожит Меркурий, Венеру и, скорее всего, Землю. А вот Марс и находящиеся за ним планеты выживут и продолжат обращаться вокруг красного гиганта, который, сбросив внешние слои, в итоге станет белым карликом.