Найден кандидат в экзопланеты, обращающийся вокруг трех звезд

На данный момент астрономам известен ряд экзопланет в кратных звездных системах. Все они обращаются либо вокруг одного из компонентов системы, либо движутся по орбите вокруг общего центра масс двух звезд. Но недавно команда американских исследователей объявила об открытии экзопланетного кандидата, который может обращаться вокруг сразу трех светил.

Протопланетный диск вокруг звездной системы GW Ориона. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), ESO/Exeter/Kraus et al.

Речь идет о звездной системе GW Ориона. Две ее звезды, масса которых превышает солнечную, обращаются друг вокруг друга с периодом в 241 день. Третья звезда с меньшей массой движется по 11,5-летней орбите вокруг этой пары.

Поскольку GW Ориона является молодой системой, она все еще окружена остатками протопланетного диска, радиус которого достигает 400 а.е. Проанализировав данные, собранные комплексом радиотелескопов ALMA, ученые обнаружили в нем широкий разрыв, расположенный на расстоянии порядка 100 а.е. от центра системы.

Команда астрономов предположила, что разрыв возник из-за воздействия гравитации звезд GW Ориона. Но, к удивлению исследователей, созданная ими модель показала, что куда более вероятный сценарий заключается в присутствии в этом разрыве одной или даже нескольких массивных планет юпитерианского типа. Ученые надеются, что новые наблюдения ALMA (их проведение запланировано на ближайшие месяцы) позволят получить подтверждение этой гипотезы.