Нацеливаясь на Млечный Путь

Представленное изображение было опубликовано на сайте Европейской Южной обсерватории (ESO). Оно демонстрирует мощные лазерные лучи, бьющие в небо из башни четвертого «юнита» Очень Большого телескопа (VLT).

Искусственные звезды
Лазеры, создающие искусственные звезды. Источник: ESO/A. Ghizzi Panizza

VLT расположен на вершине горы в чилийской пустыне Атакама. Это одно из лучших мест на Земле для астрономических наблюдений с точки зрения климатических условий и удаленности от источников светового загрязнения. Но даже здесь атмосферная турбулентность создает значительные проблемы для исследователей, пытающихся заглянуть в глубины космоса.

Чтобы устранить влияние земной атмосферы, астрономы применяют технологию адаптивной оптики. Для этого в телескопах используются деформируемые зеркала, меняющие профиль своей оптической поверхности с частотой до 1000 раз в секунду на основании данных об атмосферной турбулентности.

В свою очередь, чтобы определить величину турбулентности, астрономы создают искусственные звезды при помощи лазеров, работающих на длине волны 589 нм (она имеет специфический желто-оранжевый оттенок). Это излучение возбуждает атомы натрия на высоте около 90 км над Землей, заставляя их светиться. В результате в небе возникает искусственная звезда. Сравнивая теоретические и реальные параметры такой звезды, компьютер рассчитывает атмосферные искажения и затем компенсирует их путем изменения формы зеркала телескопа.

В области, на которую нацелены лазерные лучи, видна протянувшаяся через весь небосвод лента Млечного Пути. На снимке также можно увидеть слабый зеленоватый оттенок неба. Это явление известно как «свечение ночного неба». Оно возникает из-за естественного излучения атомов и молекул земной атмосферы. Его можно увидеть только там, где небо достаточно темное и не подвержено световому загрязнению.

Ранее мы писали о том, как VLT сфотографировал близкую спиральную галактику.

Опасность для астронавтов: лекарства испортятся при путешествии на Марс