Наблюдения зарегистрировали мощные вспышки повторной новой звезды

Астрономы из Государственного университета Луизианы и Колледжа Чарльстон провели фотометрические исследования повторной новой V2487 Змееносца. Наблюдения показывают, что на ней почти каждый день происходят супервспышки. Ожидается, что вскоре эта звезда вспыхнет как новая.

Представление художника о V2487 Змееносца
Представление художника о V2487 Змееносца. Источник: invasionnews.com

Когда вспыхнет V2487 Змееносца

Новая звезда V2487 Змееносца была открыта в 1998 году. Тогда ее блеск резко увеличился и достиг 9,5ᵐ. Через несколько лет ученые поняли, что имеют дело с новой. В отличие от классических новых, вспыхивающих в среднем раз в 100 тысяч лет, повторные новые резко увеличивают свою яркость значительно чаще. Вот и для V2487 Змееносца был рассчитан срок ее повторной вспышки — 18 лет.

С 2002 года за звездой ведутся постоянные наблюдения. Недавно астрономы из Государственного университета Луизианы и Колледжа Чарльстон сообщили, что в системе постоянно происходят сверхмощные взрывы. Эти данные основаны на наблюдениях, проведенных Обсерваторией МакДональда и Межамериканской обсерваторией Серра-Тололо.

Как и все новые, V2487 Змееносца состоит из звезды главной последовательности и белого карлика, находящегося на очень близкой к ней орбите. В результате происходит постоянное перетекание вещества на белый карлик, что и вызывает частые вспышки системы как новой. Ожидается, что V2487 Змееносца может вспыхнуть уже в этом или в следующем году.

Распределение спектральной энергии V2487 Змееносца
Распределение спектральной энергии. Источник: Shaefer et al., 2022

Новые и повторяющиеся звезды

Новые звезды не стоит путать со сверхновыми. Хотя в обоих случаях речь идет о катастрофических процессах, в результате вспышки новой разрушения звезды не происходит. Все новые представляют собой тесные двойные системы, в которых одно из светил является белым карликом. Этот карлик постепенно оттягивает на себя часть вещества из основной звезды. Когда лишнего вещества на его невероятно горячей поверхности накапливается достаточно, начинается неконтролируемая термоядерная реакция. Ее мы и наблюдаем как вспышку новой. А через несколько дней все возвращается в норму.

Обычно вторым компонентом новой является звезда главной последовательности. Но иногда белый карлик оттягивает все внешние слои звезды либо само светило начинает превращаться в красный гигант. В этом случае новая становится повторяющейся. Тогда промежутки между ее вспышками составляют не десятки тысяч, а всего лишь десятки лет.