Ученые определили, почему «мегагряды» на полюсе Марса двигаются

Детали рельефа, которые принято называть «мегагрядами», широко распространены у северного полюса Марса. В новом исследовании ученые из Института планетарных наук рассмотрели механизмы их передвижения под действием ветра. Исследователи сделали вывод, что эти песочные холмы способны передвигаться со скоростью до 0,13 метра в год.

«Мегагряды» возле Северного полюса Марса
«Мегагряды» возле северного полюса Марса. Источник: NASA/JPL/University of Arizona

Что такое «мегагряды» и как они двигаются

На северном полюсе Марса можно найти много эоловых форм рельефа. Эти элементы обычно имеют вид песчаных холмов. На Земле люди преимущественно сталкиваются с двумя типами ветровых наносов: небольшими дюнами высотой до нескольких десятков сантиметров и до 5 м в ширину и барханами, высота которых составляет более 5 м, а ширина может достигать нескольких сот.

На Марсе эти две формы рельефа тоже встречаются. Но, кроме них, у северного полюса можно увидеть еще и холмы высотой до двух и шириной до 40 метров. Их называют «мегагрядами». При этом они образуют целые поля.

Новое исследование, опубликованное в Journal of Geophysical Research: Planets, посвящено вопросу, являются ли эти формы стационарными или перемещаются вместе с обычными дюнами. Ученые проанализировали снимки камеры HiRISE, установленной на Mars Reconnaissance Orbiter. Эти фото собирали в течение 13 лет. Они помогли детально изучить движение эоловых форм рельефа.

Исследования показывают, что «мегагряды» действительно двигаются, как и обычные дюны. Скорость их движения достигает 0,13 м в год. Это довольно высокий показатель, учитывая, что половину марсианского года места, в которых они распространены, покрыты ледником из замерзшей угольной кислоты. Но, по всей видимости, весенне-летнего периода для них достаточно, чтобы переместиться на ощутимое расстояние.

Формы рельефа и эволюция марсианской поверхности

Вопрос о подвижности «мегагряд» сильно волнует исследователей в связи с эволюцией форм рельефа на Марсе. Регион северного полюса Красной планеты сотни миллионов лет назад был дном океана. И существуют подозрения, что некоторые песчаные формы обусловлены именно «океаническим» прошлым. В конце концов, на Земле дюны тоже часто встречаются в прибрежной зоне.

Однако новые исследования показывают, что дюны на северном полюсе Марса не оставались неизменными в течение десятков миллионов лет. Такими, как сейчас, они стали совсем недавно. И в будущем рельеф планеты будет эволюционировать, а мы увидим, как марсианские ветры продолжат двигать «мегагряды».