На Международную космическую станцию полетит робот-хирург

Ученые планируют отправить на МКС нового робота-хирурга. Его успешное испытание откроет дорогу для использования подобных объектов на Земле. Также в космос отправят манипулятор для перемещения различных грузов в невесомости.

Робот-хирург
Робот-хирург. Источник: NASA/Virtual Incision

Новый робот-хирург на МКС

Совсем скоро на орбиту нашей планеты может выйти робот-хирург. И хотя это будет не совсем металлическая гуманоидная машина в белом халате и со скальпелем в руках, его миссия, тем не менее, захватывающая.

Во вторник, 30 января, ученые отправят на Международную космическую станцию ряд инновационных экспериментов с помощью космического корабля Cygnus компании Northrop Grumman. Запуск запланирован не ранее 18:07 по киевскому времени и, если все пойдет по плану, корабль прибудет на МКС через несколько дней, 1 февраля.

Один из экспериментов на борту — роботизированное устройство весом 0,9 кг, длиной примерно с предплечье, с двумя управляемыми руками, которые, соответственно, держат захват и ножницы. Разработанный компанией Virtual Incision, этот своеобразный робот-хирург когда-то сможет общаться с врачами-людьми на Земле, оперируя пациента-астронавта и выполняя медицинские процедуры с высокой точностью.

«В более продвинутой части нашего эксперимента мы будем управлять устройством отсюда, из Линкольна (штат Небраска), и рассекать симулированные хирургические ткани на орбите, — сказал Шейн Фарритор, соучредитель Virtual Incision, во время презентации Cygnus в пятницу. — Пока что, на предварительных стадиях, он будет тестироваться на резиновых лентах».

Другие роботы на борту

Маленький робот-хирург будет далеко не один на космическом корабле Cygnus, который направляется к МКС. В частности, к нему в орбитальную лабораторию присоединится друг — роботизированный манипулятор. Он уже испытывался в условиях станции ранее, но во время этой новой миссии команда надеется испытать его в условиях полной разгерметизации.

«Отключение, повторное включение, перемещение объектов — это то, что мы делали во время первого исследования, — говорит Мэй Мерфи, директор программ компании NanoRacks. — Мы несколько повышаем сложность… Мы собираемся выключать инструменты, которые используем, мы сможем использовать аналоги отверток и тому подобное; это позволит нам выполнить еще больше работы».

«Мы можем не просто убрать что-то, на что экипаж должен был бы тратить время, — продолжает она. — Теперь у нас также есть возможность выполнять дополнительную работу в более суровых условиях, в которых мы не обязательно хотим подвергать экипаж опасности».

Кроме того, Европейское космическое агентство этим же рейсом пришлет 3D-принтер, который может создавать небольшие металлические детали. Цель в том, чтобы увидеть, как структура напечатанных на нем деталей ведет себя в космосе по сравнению с напечатанным на Земле.