На краю тьмы: ESA опубликовало первые снимки телескопа Euclid

Европейское космическое агентство опубликовало первые цветные снимки, запущенного летом 2023 года, космического телескопа Euclid. Они демонстрируют множество небесных объектов — от далекого скопления галактик до одной из наиболее известных туманностей.

Задачи телескопа Euclid

Космический телескоп Euclid был запущен 1 июля. Ему потребовался один месяц, чтобы добраться до своей рабочей позиции в окрестностях точки Лагранжа L₂ системы «Солнце-Земля», расположенной на расстоянии 1,5 млн км от нашей планеты в противосолнечном направлении. Еще два месяца ушло на калибровку приборов и подготовку научных инструментов.

Телескоп Euclid в представлении художника. Источник: ESA

Основная цель Euclid заключается в изучении истории эволюции нашей Вселенной. Он должен выяснить, как сформировалась ее крупномасштабная структура и как на этот процесс повлияли загадочная темная материя и темная энергия.

Для ответа на эти вопросы Euclid будет измерять красное смещение галактик, расположенных в радиусе до 10 млрд световых лет от Млечного Пути. Это позволит ему создать наиболее детальную 3D-карту Вселенной, которая поможет ученым лучше разобраться в том, как она приобрела нынешний вид.

Первые снимки Euclid

По словам специалистов миссии, первые снимки Euclid полностью оправдали их ожидания. Они не просто красивые, но и демонстрируют множество ранее невидимых деталей в хорошо известных областях близлежащей Вселенной. Фотографии подтверждают, что Euclid готов приступить к выполнению своей основной научной программы.

Что же видно на снимках телескопа? Первое изображение демонстрирует Скопление Персея — группу из примерно тысячи галактик, расположенных на расстоянии 240 млн световых лет от Земли. Еще порядка 100 тысяч галактик можно увидеть на заднем плане.

Скопление Персея. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA

На втором снимке Euclid запечатлена спиральная галактика IC 342. Она расположена на расстоянии 11 млн световых лет от Земли.

Спиральная галактика IC 342. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA

Третье фото демонстрирует карликовую неправильную галактику NGC 6822. Она находится на расстоянии 1,6 млн световых лет от Земли и отличается совсем небольшими размерами: ее диаметр составляет всего 7 тысяч световых лет.

Карликовая неправильная галактика NGC 6822. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA

На четвертом изображении показано шаровое звездное скопление NGC 6397. Оно расположено в 7800 световых лет от Земли.

Шаровое звездное скопление NGC 6397. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA

И, наконец, на пятом снимке можно увидеть знаменитую туманность Конская Голова. Она является частью более крупного Облака Ориона и находится на расстоянии 1500 световых лет от Земли.

Туманность Конская Голова. Источник: ESA/Euclid/Euclid Consortium/NASA