Может ли земная жизнь существовать на планете в системе красного карлика

Красные карлики — это самый распространенный тип звезд во Вселенной. Однако они славятся мощными вспышками, радиация от которых может уничтожить жизнь на их планетах. Недавно ученые попытались узнать, сможет ли земная жизнь выжить в таких условиях.

Красные карлики имеют сложные условия для существования жизни
На красных карликах сложные условия для существования жизни. Источник: NASA

Опасные красные карлики

Недавно группа ученых из Германии и Португалии попыталась выяснить, сможет ли земная жизнь выдержать условия планеты, которая вращается вокруг красного карлика. Хотя миры у других звезд открыли еще 30 лет назад, ученые не знают точного ответа на вопрос, возможна ли там биологическая эволюция и сможет ли жизнь достичь того же развития, что и на Земле.

В частности, одной из самых сложных тем остается вопрос о возможности жизни в системах красных карликов. Эти небольшие звезды составляют большинство светил в нашей галактике. Кроме того, они чрезвычайно долго существуют. Поэтому у биологических организмов будут сотни миллиардов лет для того, чтобы создать устойчивую биосферу, а возможно, и дать начало цивилизации.

Однако есть у красных карликов сразу несколько особенностей, которые очень сильно снижают вероятность существования жизни на их планетах. И главная из них — вспышки. Они похожи на те, что происходят на Солнце и вызывают магнитные бури на Земле, только намного мощнее.

На самом деле радиация от них настолько сильна, что могла бы убить все живое на планете, вращающейся в зоне жизни красного карлика. По крайней мере, так об этом говорит часть ученых. А вот авторы нового исследования решили проверить это в новой работе.

Земные бактерии и радиация

На самом деле даже суженная до вопроса о вспышках проблема жизни возле красных карликов оказывается слишком широкой. Поэтому авторы исследования еще сузили ее и проанализировали только для планеты, имеющей характеристику Марса, то есть у нее отсутствуют мощное магнитное поле и плотная атмосфера.

Также в качестве звезд были взяты два самых известных красных карлика — Проксима Центавра и звезда TRAPPIST-1. А в качестве подопытного выступал микроорганизм Aspergillus niger. Он является обычным обитателем земных почв и известен своей способностью создавать черную плесень на фруктах и овощах.

Именно черный цвет микроорганизма и заинтересовал ученых. Он вызван тем, что эта бактерия окружена плотной оболочкой из меланина, а этот белок способен рассеивать до 99,9 процента излучения. В человеческом организме он вырабатывается тогда, когда вы получаете загар. Поэтому ученые решили проверить, сможет ли он уберечь споры Aspergillus niger от радиации.

Результаты исследования

Исследование проводилось в камере, где бактерии подвергали кратковременному воздействию радиации, имитирующей вспышки на красных карликах. Моделирование не было точным, однако выводы ученые все же смогли сделать.

Оказалось, что Aspergillus niger под прямым излучением не выживет. А вот если над ней будет хотя бы несколько сантиметров почвы — вполне. И это очень важный результат, который показывает способность меланина защитить ее. Дело в том, что устойчивых к радиации микроорганизмов на самом деле очень много, так что шансы, что они выживут в условиях планеты, вращающейся вокруг красного карлика, большие.