Красные карлики оказались активнее Солнца

Ученые проанализировали наблюдение 177 красных карликов, проводившееся с 2003-го по 2020 год. Они пришли к выводу, что даже самые спокойные из этих звезд демонстрируют гораздо более высокую активность, чем Солнце.

Вспышка на красном карлике
Вспышка на красном карлике. Источник: NRAO/S. Dagnello

Исследование красных карликов

Группа ученых недавно опубликовала статью, посвященную исследованию активности красных карликов. Эти небольшие звезды очень распространены в космосе вокруг Солнечной системы, поэтому ученых заинтересовало, насколько часто там случаются вспышки, подобные тем, которые происходят на Солнце и вызывают магнитные бури.

Исследование основывалось на наблюдении 177 красных карликов, осуществленном прибором High Accuracy Radial Speed Planet Searcher (HARPS), с 2003-го по 2020 год. По сути, этот прибор является спектрографом, способным отслеживать изменения состояния хромосферы звезд. Именно в ней наблюдаются сложные магнитные явления, одним из последствий которых являются вспышки.

Даже для нашего Солнца, которое изучают сразу несколько аппаратов (Parker Solar Probe, Solar Orbiter та Heliospheric Orbiter), мы не можем с уверенностью предсказать все возможные процессы на протяжении 11-летнего цикла. О других же звездах мы знаем только то, что у них такие циклы могут быть.

Чрезвычайно активные звезды

Авторы работы отмечают, что срок наблюдения такого исследования достаточно невелик, поскольку у красных карликов может существовать периодичность с периодом в десятки лет. Однако некоторые выводы им все же удалось сделать. В первую очередь, была оценена продолжительность циклов электромагнитной активности, подобных солнечному.

Оказалось, что они длятся от нескольких до 20 лет. В течение этого периода звезды проходят минимумы и максимумы активности. Правда, полностью проследить красные карлики за этот период не удалось. Вместо этого ученые наблюдали за каждым из них в течение 40 и 150 дней.

Однако и этого оказалось достаточно, чтобы понять, что даже самые спокойные красные карлики гораздо активнее Солнца. Вспышки на них и чаще, и мощнее, чем на Солнце. Правда, большинство из них все же не являются катастрофическими.

Главное, что вызывает беспокойство ученых, — это вероятное наличие дополнительных, значительно более длительных циклов, во время которых происходят действительно катастрофические события, когда количество излучаемой энергии возрастает в десятки тысяч раз.

Почему красные карлики так интересуют ученых

Главная причина, почему красные карлики так интересуют ученых, заключается в их многочисленности. Именно они составляют большую часть звезд во Млечном Пути. Кроме того, время их существования измеряется сотнями миллиардов лет. Неудивительно, что большинство потенциально пригодных для жизни планет следует искать вблизи этих небольших светил.

Но есть и факторы, которые ставят под сомнение пригодность таких светил для жизни. И главный из них — чрезвычайно мощные вспышки, которые являются обычным явлением для 2/3 всех красных карликов. Радиация в эти моменты возрастает в тысячи раз, а планеты в зоне обитаемости обычно находятся значительно ближе к звезде, чем Меркурий.

Поэтому вопрос о том, находится ли большинство землеподобных планет во Вселенной поблизости от Красных карликов, или все они действительно мертвы — один из самых важных в астрономии. В частности, он касается и ближайшей к нам экзопланеты, которая вращается вокруг Проксимы Центавра.