Могли ли тихоходки выжить на поверхности Луны

Тихоходки — это микроскопические беспозвоночные животные, которые не являются ни насекомыми, ни червями. В 2019 году израильский зонд «Берешит» с этими существами на борту разбился при попытке посадки на Луну. Но могли ли они выжить на поверхности спутника нашей планеты?

Могут ли тихоходы выжить на Луне?
Могут ли тихоходки выжить на Луне? Источник: phys.org

Тихоходки на борту «Берешит»

22 февраля 2019 года беспилотный зонд «Берешит», созданный частной израильской компанией, попытался совершить посадку на Луну. Он находился на правильной траектории и даже начал снижать скорость, но смог погасить ее лишь до 500 км/ч и врезался в поверхность нашего спутника. Сила удара была настолько большой, что его куски разбросало на сотни метров вокруг места удара.

Все это хорошо известно благодаря снимкам аппарата LRO, который уже много лет работает на орбите Луны. Еще в апреле того же года он показал, насколько фатальным для израильского зонда стало столкновение. Однако ученые относительно его последствий продолжают спорить до сих пор.

Причиной этого являются тихоходки, которые находились в капсуле на борту «Берешит». Эти микроскопические животные славятся своей способностью выживать в условиях вакуума, повышенной температуры и радиации. Поэтому до сих пор идут споры относительно того, могли ли они выжить на поверхности Луны.

Выносливость тихоходок

Тихоходки — это не насекомые и не паукообразные, хотя и имеют с ними общего предка. У них есть четыре пары конечностей, рот и кишечник. Большинство этих созданий живет в водоемах, хотя в целом их можно найти практически везде, включая городскую среду. Размножаться они могут как половым, так и партеногенетическим путем.

Так или иначе, для того, чтобы активно передвигаться, искать пищу и размножаться, тихоходкам нужна влага. При ее отсутствии они высыхают и переходят в состояние, подобное спячке — криптобиоз. Именно в нем они и демонстрируют ту самую сверхвысокую выносливость, которой славятся.

Взрослые тихоходки в состоянии криптобиоза способны в течение нескольких часов выдерживать температуры от -272 °C до 150 °C и в течение длительного времени при высоких дозах гамма-излучения 1000 или 4400 Грей. Для сравнения, доза 10 Гр смертельна для человека, а 40–50 000 Гр стерилизует все виды материала.

Могли ли тихоходки выжить на Луне?

Первый вопрос, на который надо дать ответ в отношении тихоходок на борту «Берешит», касается того, могли ли они пережить сам удар. Лабораторные испытания показывают, что их сородичи вполне себе выживают при скорости 2600 км/ч, и это гораздо больше, чем скорость израильского зонда. Так что ответ на эту часть загадки — «да».

Следующий вопрос — солнечная радиация. Луна от нее никак не защищена, но на самом деле по сравнению с теми гигантскими дозами, которые способны выдерживать тихоходки, она не так уж и велика. В состоянии криптобиоза крошечные создания могли бы выдерживать ее десятилетиями.

Наконец, остается температура, которая на Луне колеблется от -190°C до 120°C. Такие экстремальные условия там длятся несколько суток, и ученые не уверены, смогли бы тихоходки продержаться так долго. В любом случае при отсутствии воды вернуться к активной жизни им не удастся.