Межзвездный астероид Оумуамуа мог прибыть из двойной звездной системы

19 октября прошлого года телескоп Pan-STARRS 1 уловил свет от небольшого объекта, в тот момент находившегося на расстоянии 30 млн км от Земли. Рутинное, казалось бы, событие стало сенсацией, когда астрономы вычислили орбитальные параметры объекта. Оказалось, что он прибыл к нам из межзвездного пространства.

Изначально предполагалось, что «межзвездный гость» представляет собой комету. Но последовавшие наблюдения не выявили у него каких-либо признаков кометной активности. Поскольку речь шла о первом открытом теле нового класса, Международный астрономический союз принял решение создать специальную серию обозначений. Объект получил индекс 1I и собственное имя «Оумуамуа» (‘Oumuamua). В дальнейшем выяснилось, что он имеет весьма вытянутую форму, а по своим спектральным характеристикам напоминает астероиды классов D и P.

Орбита Оумуамуа. Источник: NASA/JPL-Caltech

Но, хотя астрономам и удалось установить характеристики «межзвездного странника», его происхождение до сих пор остается загадкой. По этому поводу было выдвинуто несколько различных предположений. Согласно одной из версии, астероид мог быть выкинут гравитационными возмущениями одной из молодых звезд ассоциации Киль-Голубь. Также предполагалось, что его «источником» является белый карлик.

Недавно группа канадских астрономов предложила еще одну версию происхождения Оумуамуа. По их мнению, он прилетел к нам из двойной звездной системы. Исследователей удивило, что первый обнаруженный «межзвездный гость» является именно астероидом, а не кометой. Как известно, наше Солнце выбрасывает в окружающее пространство куда больше комет, нежели каменистых объектов. Чтобы ответить на этот вопрос, ученые построили модель, которая продемонстрировала, что скалистые тела, подобные Оумуамуа, с намного большей вероятностью происходят из двойных систем, чем из окрестностей одиночных светил (вроде нашего Солнца). Расчеты показывают, что бинарные системы «изгоняют» примерно одинаковое количество каменных и ледяных тел.

Оумуамуа в представлении художника. Источник: ESO

В дальнейшем исследователи пришли к выводу, что Оумуамуа, вероятнее всего, прибыл к нам из молодой двойной системы, причем один из ее компонентов — относительно горячая массивная звезда. Такая пара должна быть окружена большим количеством каменистых объектов. По мнению ученых, скорее всего, астероид был выброшен из системы на стадии формирования планет.

По материалам http://spaceref.com