Межзвездное облако «уничтожило» гелиосферу и погрузило Землю в ледниковый период

Эпоха плейстоцена с ее ледниками, шерстистыми мамонтами и неандертальцами оставила заметный след в истории Земли. Последний ледниковый период закончился лишь 12 тыс. лет назад. Группа исследователей предполагает, что эта холодная эпоха могла быть вызвана космическим межзвездным облаком, которое временно отвело Землю от теплого сияния Солнца.

Холодное молекулярное облако
Холодное молекулярное облако. Изображение: NASA, ESA, CSA

Примерно два миллиона лет назад межзвездное облако вторглось в Солнечную систему, что заставило Землю и другие планеты ненадолго оказаться за пределами гелиосферы — пузыря заряженных частиц, которые защищают нашу систему от космического излучения. Это событие могло серьезно повлиять на климат Земли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Команда под руководством астрофизика Мэрав Офера из Бостонского университета считает, что с увеличением водорода и пыли Земля могла войти в затяжной ледниковый период. Моделирование данных показало, что Солнечная система, вероятно, проходила через холодные облака в созвездии Рыси между 2 и 3 млн лет назад, когда начался плейстоцен. Хотя невозможно сказать точно, могли ли эти облака вызвать ледниковый период, больше доказательств вмешательства облаков в гелиосферу может прояснить их влияние на Землю.

Согласно модели команды, гелиосфера сократилась бы до 0,22 а.е., что составляет менее четверти расстояния от Земли до Солнца. Сейчас ближайшая граница гелиосферы находится на расстоянии около 100 а.е. от светила. За пределами гелиосферы Земля подверглась бы воздействию железа и плутония из межзвездной среды. Этот период совпадает с увеличением количества плутония-244 и железа-60, обнаруженных в антарктическом снегу, глубоководных отложениях и образцах с Луны. Исследование образцов с Марса может обнаружить аналогичные всплески изотопов железа 2–3 млн лет назад.

гелиосфера
Модель, которая показывает симуляцию уменьшения гелиософеры через 44 года после столкновения с межзвездным облаком. В результате гелиосфера уменьшилась лишь до 0,22 а.е. Графика: Nature Astronomy

Гелиосфера могла быть заблокирована от нескольких сотен тысяч до миллиона лет. Как только межзвездное облако покинуло Солнечную систему, гелиосфера вернулась к своим привычным размерам. Сейчас команда пытается определить положение Солнца около семи миллионов лет назад, чтобы понять еще один всплеск появления плутония-244 и железа-60 в земных отложениях. Они создают цифрового двойника гелиосферы, чтобы смоделировать условия, в которых могла находиться наша Солнечная система. Дополнительные данные из миссии Gaia ESA помогут команде определить точное положение Солнца в далеком прошлом.

По данным Геологической службы штата Юта, Земля пережила по меньшей мере пять крупных ледниковых периодов. Первый произошел более 2 млрд лет назад, а последний — около 3 млн лет назад. По данным NASA, ледниковые периоды могут быть вызваны комбинацией факторов: изменениями орбиты Земли, низким количеством энергии от Солнца, составом атмосферы, изменениями в океанических течениях и вулканической активностью. Хотя мы имеем различные теории о причинах холодных периодов на Земле, остаются вопросы, как космические события могли глобально повлиять на климат Земли.

Ранее мы сообщали о том, как лунная пыль спасет Землю от глобального потепления.

По материалам gizmodo.com