Меркурий такой странный из-за планет-гигантов

Меркурий — маленькая, но очень плотная планета, свойства которой ученые не очень могут объяснить. Недавно они пришли к выводу, что она такая странная из-за того, что во время формирования на нее повлияли планеты-гиганты.

Меркурий
Меркурий. Источник: NASA

Странный Меркурий

Астрономы заявляют, что разгадали тайну, почему Меркурий такой странный. Первая планета от Солнца сочетает в себе несколько необычных особенностей. С одной стороны, это самая маленькая планета Солнечной системы. С другой — ее плотность достигает 98 процентов земной, и Меркурий является второй планетой в Солнечной системе по этому показателю.

Это очень странно, поскольку для планет земной группы теоретически предусмотрена линейная зависимость плотности от массы. И Марс с Венерой подтверждают это. Причиной такой аномалии является необычно большое ядро, имеющее диаметр в 85 процентов от планетарного. У Земли, например, этот параметр достигает лишь 50 процентов.

И то, как такой маленький Меркурий мог образоваться с таким большим ядром, ученые долго не могли объяснить. Но в новом исследовании все же удалось найти ответ: на это повлияли планеты-гиганты.

Как планеты-гиганты повлияли на формирование Меркурия

Безусловно, на размер Меркурия повлияло то, что он сформировался у внутреннего края протопланетного диска. Но гораздо важнее, что произошло это уже после того, как родились и выросли до современных размеров газовые гиганты.

Образовались Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун значительно ближе к Солнцу, чем они находятся сейчас. Но после того, как это произошло, они начали активно взаимодействовать между собой и расходиться в пространстве. В это время на современной орбите Меркурия уже находились многочисленные планетезимали и протопланеты. И тяготение гигантов вытолкнуло некоторые из них во внешние части системы, из-за чего Меркурий и стал таким маленьким.

Что касается огромного ядра планеты, то, по мнению ученых, за него ответственны многочисленные столкновения, которые вызвало действие все тех же гравитационных сил газовых гигантов. Во время этого будущий Меркурий преимущественно набирал массу тяжелых элементов, которые формировали ядро. А легкие элементы разлетались во все стороны и терялись в космосе.