Мерцание пульсара рассказало о межзвездной плазме

Когда излучение от нейтронной звезды проходит сквозь межзвездную плазму, она мерцает. Ученые исследовали это явление для пульсара J1603-7202 и многое узнали о нем и космосе вокруг.

Мелохание пульсара
Пульсар в межзвездной среде. Источник: Carl Knox, OzGrav-Swinburne University

Ученые исследуют мерцание пульсара

Пульсары — это остатки взрыва сверхновой, излучаемые преимущественно в радиодиапазоне. Сигнал их носит периодический характер. Но когда на его пути встречается облако межзвездной плазмы, радиоволны взаимодействуют с ней и возникает интерференционная картина из отдельных полос интенсивного излучения.

Поскольку и Земля, и плазма, и сам пульсар двигаются, то интерференционная картина меняется. Наблюдается нечто похожее на мерцание пульсара. Если обработать сигнал с помощью программы, можно получить удивительные картины в форме парабол. Они называются сцинтилляционными дугами.

Именно их ученые решили исследовать для пульсара J1603-7202. С 2006 года для него наблюдается значительное рассеяние сигнала в межзвездной плазме. При этом источники этого вещества и даже расстояния до него ученые точно не знали.

Результаты исследования

Особенностью пульсара J1603-7202 является то, что он вращается в паре с другим объектом, которым, судя по всему, является белый карлик. Из-за этого изменения в его сцинтилляционных полосах вызываются не только движением плазмы, но и движением самой нейтронной звезды по орбите.

При этом параметров этой орбиты мы не знаем, поскольку пульсар по диску звезды не проходит. Но скорость движения в облаке плазмы постоянна. А движение Земли по орбите нетрудно учесть. Все изменения в сцинтилляционных дугах должны быть вызваны тем, что пульсар движется по орбите и его скорость меняется.

Исходя из этого, нетрудно вычислить и орбиту нейтронной звезды, и то, где же на самом деле находится плазма, вызывающая мерцание пульсара. Оказалось, что расстояние до нее составляет три четверти от расстояния до самого объекта. Звезды в указанной области пространства не обнаружены, так что источник этого вещества остался загадкой.

Редкий белый карлик

Зато ученые многие смогли узнать о компаньоне J1603-7202. Судя по всему, они находятся на почти круговой орбите. Исходя из этого, была вычислена его масса. Она составляет примерно половину массы Солнца.

Из этого ученые заключили, что это не обычный гелиевый, а более редкий кислородно-углеродный белый карлик. У таких объектов встречается очень интересный механизм превращения в другие объекты. А в паре с нейтронной звездой они встречаются очень редко.