Маломассивные звезды могут генерировать мощные магнитные поля

Звезды размером меньше Солнца могут генерировать чрезвычайно мощные магнитные поля, которые делают невозможной жизнь на планетах вокруг них. Этот эффект возникает, если внутренние и внешние слои светила вращаются с разной скоростью.

Маломасивні зорі можуть мати потужні магнітні поля
Маломассивные звезды могут иметь мощные магнитные поля. Источник: www.sci.news

Звездное динамо

Двое ученых из Государственного университета Огайо в США опубликовали исследование, в котором доказали, что даже звезды меньше нашего Солнца могут генерировать чрезвычайно мощные магнитные поля. Это происходит в случае, если внутренние части этих светил вращаются быстрее внешних.

Магнитное поле Земли вызвано эффектом динамо. Железное ядро нашей планеты вращается немного быстрее внешних слоев, и эти перемещения зарядов создают силу, которая отклоняет стрелку компаса. Звезды тоже имеют мощные магнитные поля, но вызваны они потоками нагретого и заряженного вещества от центра к их верхним слоям. Их деятельность мы видим как пятна и вспышки.

Поскольку все это связано с температурой и размером светила, то считается, что чем больше звезда, тем мощнее магнитное поле она может генерировать. Однако в новом исследовании ученые пришли к выводу, что даже у красных и оранжевых карликов разные слои в какой-то момент могут начать вращаться с разной скоростью.

Это вызовет эффект динамо, похожий на тот, который есть у Земли и Юпитера. В результате магнитные поля светила резко повысят свою мощность и вызовут поток заряженных частиц, который может не прекращаться миллиарды лет.

Исследования звезд подтверждают предположение

Интересно, что свои предположения ученые сделали после ряда исследований, выполненных ранее в этом году. Они наблюдали за звездами, входящими в скопление М44, которое также называется Ясли или же Улей. Оно находится на расстоянии примерно 577 св. лет от нас в созвездии Рака.

Ученые использовали Слоановский цифровой обзор, чтобы получить данные о звездах низкой массы, которые входят в это скопление. В целом они исследовали 136 светил. И оказалось, что значительная их часть демонстрирует более мощные магнитные поля, чем они должны были бы иметь. Исследователи считают, что это вызвано именно проявлением эффекта динамо.

Как магнитные поля связаны с возможностью жизни во Вселенной

Новое открытие могло бы показаться малозначимым, но на самом деле оно имеет немалое влияние на оценку распространенности жизни во Вселенной. Ведь большинство светил, которые ее наполняют, меньше Солнца. А жизнь так вообще стоит искать преимущественно рядом с ними, потому что они имеют чрезвычайно долгий период стабильной светимости.

Поэтому даже если только у части их наблюдается динамо-эффект, это может значительно уменьшить количество пригодных для жизни планет. Однако даже сами авторы исследования указывают, что оно не означает, что жизни за пределами Земли не существует.

Возможна ли она там, где статистически должна была бы существовать наиболее вероятно, то есть возле маломассивных звезд, — предмет долгих споров и комплексных научных исследований. Почти каждый месяц появляются статьи, которые то делают ее более вероятной, то снова закрывают такую возможность.

Они в подавляющем большинстве крайне спекулятивны и базируются на косвенных доказательствах. Окончательную точку в спорах смогут поставить разве что спектроскопические исследования или прямые наблюдения, если люди все же смогут построить аппараты, способные достичь других звезд.