Луна уменьшается, и это представляет опасность для будущих поселений на ней

Наш спутник чрезвычайно медленно уменьшается в размерах, и это вызывает деформации его поверхности. Как установили ученые, это может вызвать землетрясения, которые способны представлять опасность для будущих лунных поселений.

Епіцентри тектонічних подій поблизу від південного полюсу Місяця
Эпицентры тектонических событий вблизи южного полюса Луны. Источник: NASA/LRO/LROC/ASU/Smithsonian Institution

Луна уменьшается!

Уже некоторое время ученые знают, что Луна уменьшается. Вследствие медленной потери летучих веществ ее диаметр за последние несколько сотен миллионов лет (то есть за время, сравнимое с существованием многоклеточной жизни на Земле) уменьшился примерно на 50 м. Ранее ученые не придавали этому факту большого значения, но новые исследования заставили их по-новому посмотреть на это.

В статье, опубликованной в The Planetary Science Journal, группа астрономов связала факт уменьшения размеров нашего спутника с существованием вблизи от южного полюса Луны группы разломов. Процесс ее уменьшения сопровождается сминанием поверхности в морщины. Однако кора не эластичная, а хрупкая, поэтому она растрескивается.

Также этот процесс сопровождается приповерхностными лунотрясениями. На Земле мы преимущественно имеем дело с глубинным видом тектонических явлений, связанным с движением литосферных плит. Но встречаются и землетрясения, источники которых лежат у поверхности, например, разрушение подземных полостей. На Луне наблюдается то же самое.

Какую опасность представляют лунотрясения для будущих лунных городов?

Открытие объектов и явлений, связанных с медленным уменьшением размеров Луны, по мнению авторов исследования, имеет большое значение для будущего создания поселений на нашем спутнике. О том, что лунотрясения там бывают, хотя и редко, знали еще со времен программы Apollo.

Хотя, в отличие от Земли, они там могут длиться не секунды и минуты, а часы, опасность от них до сих пор считали незначительной из-за относительной слабости. Однако новое исследование показывает, что именно в районе разломов они могут вызвать значительные оползни.

Проблема заключается в том, что эти места находятся непосредственно рядом, а некоторые — конкретно на тех участках, которые NASA отобрала для будущих посадок на Луну и строительства там базы. А до сих пор все концепты сооружений для нашего естественного спутника разрабатывались, исходя из представлений о ней, как о геологически мертвом теле.

До сих пор никто даже не думал рассчитывать воздействие тектонических оползней на лунные сооружения. Да и для людей, работающих на поверхности, они несут немалую угрозу. Поэтому ученые предлагают обращать на это больше внимания.