Лучшие фантастические аниме: что посмотреть для ознакомления с жанром

Эта статья была опубликована в 185-м номере журнала The Universe Space Tech. Ее автор — Анна Волковажурналистка

Аниме — это мультфильмы, рассчитанные не только на детей, но и на взрослую аудиторию. В них довольно часто поднимаются те же вопросы, что и в книгах, считающихся классикой мировой фантастики. Однако многие серьезные поклонники этого жанра до сих пор относятся к нему с предубеждением. Чтобы это изменить, мы создали подборку лучших полнометражных аниме-фильмов и сериалов о технологиях будущего и космических приключениях.

Японская анимация активно развивалась еще с начала 1960-х годов. Однако более-менее серьезные научно-фантастические темы появились в ней во второй половине 1970-х. А уже в 1980-х она породила немало образцов этого жанра, которые не только не уступали голливудским фильмам, но и во многом вдохновили режиссеров из США на создание новых работ.

Самый известный пример — полнометражный анимационный фильм Мамору Осии «Призрак в доспехах». Именно он в свое время вдохновил тогда еще братьев Вачовских на создание «Матрицы». А в 2017 году по его мотивам был снят голливудский фильм со Скарлетт Йохансон в главной роли. Однако фантастика в аниме им совсем не ограничивается.

Поэтому рекомендуем вам посмотреть следующее:

Воспоминания о будущем (1995)

Научпоп-антология, объединившая меланхолические картины жизни в постразвитой Японии и мире за ее пределами. Лучшей ее частью принято считать новеллу «Магнитная роза», где речь идет о работе космических мусорщиков, разбирающих на запчасти вышедшие из строя старые спутники и космические корабли, которые дрейфуют по Вселенной как новый мусор. Здесь и переоценка жизни с приобретениями, утратившими свою ценность, и поиски смысла бытия, а также намеки на мистику. Однако главным мотивом «Магнитной розы» является мир обмана, куда так легко попасть, ностальгируя по прошлому. Именно этот мотив отсылает нас к классической дилемме киберпанка и делает первую новеллу из «Воспоминаний о будущем» такой актуальной.

Ковбой Бибоп (1998)

События этого космического вестерна разворачиваются в 2071 году, когда Земля практически заброшена, а ее жители разбросаны по Вселенной и ищут лучшей участи на других планетах. Впрочем, несмотря на кардинальные изменения, профессия охотника за головами стала еще актуальнее, поэтому главные герои не тратят попусту время и путешествуют по галактикам в поисках преступников. Это аниме, прежде всего, побуждает к размышлению над понятиями справедливости, добра и зла в сверхразвитом мире, где привычные границы этики давно стерлись.

Эрго Прокси (2006)

В отличие от двух предыдущих аниме, события «Эрго Прокси» происходят на Земле, мало чем напоминающей знакомую нам планету. После страшной техногенной катастрофы, вызванной деятельностью человечества, она перестала быть пригодной для жизни, а выжившие обитают в городах-куполах вместе с андроидами-авторейвами. В такой среде все более актуальными становятся вопросы ценности человеческой жизни и эмпатии. Однако население куполов продолжает больше всего интересовать извечный вопрос: кто нас создал и зачем? А ответ на него скрыт в далеком космосе, о котором давно уже не мечтают обитатели отравленной планеты. Кроме увлекательного сюжета, «Эрго Прокси» содержит немало аллюзий и ссылок на известные произведения искусства, что добавляет аниме собственного шарма.

Космические приключения Кобры (1982)

Несколько менее трагичное аниме, чем вышеперечисленные, однако его невозможно не включить в перечень — ведь здесь имеется все, за что так любят фантастическую анимацию: открытая Вселенная, наполненная неизвестными преступниками, дрейфующие межзвездными просторами космические корабли, сложные дилеммы, решаемые волевым главным героем. В основе сюжета — приключения капитана космического корабля, сражавшегося с пиратами, однако потерявшего память и продолжившего существование в теле обычного корпоративного работника. Но однажды прошлое постучало в дверь сквозь шлем виртуальной реальности, выдернув Кобру из комфортного существования (напоминает культовый фильм «Вспомнить все» 1990 года, не правда ли?).

Желаем приятного просмотра!