LRO сфотографировал кремниевый вулкан на Луне

Группа сопровождения миссии LRO опубликовала новое изображение лунной поверхности. В этот раз в поле зрения камеры аппарата попал Меран Т — потухший вулкан, расположенный на видимой стороне спутника в Океане Бурь.

Вулкан Меран Т (вид сбоку). Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

Диаметр основания купола Меран Т составляет 7 км, а высота — 800 метров. Фото LRO демонстрирует расположенную на его вершине крупную кальдеру, чей диаметр равен 3,8 км, а глубина достигает 450 метров.

Несложно заметить, что Меран Т заметно ярче, нежели окружающая его поверхность. Это обусловлено тем, что равнины Океана Бурь сложены из богатых железом темных базальтов, в то время как его склоны покрыты застывшей лавой, которая отличается высоким содержанием диоксида кремния и обладает более высоким альбедо (отражательной способностью).

По мнению ученых, Меран Т образовался до того, как Океан Бурь покрылся базальтовыми отложениями, которые скрыли все следы извергнутого им пепла и пыли. Его центральная кальдера возникла в результате обрушения жерла на последних стадиях одного из извержений.

Стоит отметить, что для Луны в целом, более характерен именно базальтовый вулканизм. Тем не менее в доставленных экспедициями Apollo образцах, были найдены и следы кремниевых материалов. Это поставило перед учеными вопрос о механизме их формирования. Дело в том, что на Земле кремниевая лава характерна для вулканов Тихоокеанского огненного кольца. Ее формированию способствуют особые тектонические условия и более высокое содержание воды в горных породах. Однако на Луне отсутствует, как тектоника плит, так и богатые водой отложения.

Чтобы ответить на этот вопрос, NASA планирует отправить на Луну аппарат Lunar-VISE. Его целью станет изучение одного из куполов Грютхейзена, также представляющего кремниевый вулкан. Планируется, что Lunar-VISE будет доставлен в 2025 году одной из частных миссий, реализуемых в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services).

Ранее мы рассказывали о том, как LRO сфотографировал Прямой Хребет.

По материалам https://www.lroc.asu.edu