Летающая обсерватория SOFIA сфотографировала «звездную колыбель»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В рамках изучения процессов звездообразования в Млечном Пути летающая обсерватория SOFIA получила инфракрасное изображение молекулярного облака W51, расположенного в рукаве Стрельца на расстоянии 17 тыс. световых лет от Солнечной системы.

Молекулярное облако W51 в инфракрасном диапазоне. Источник: NASA/SOFIA/Lim and De Buizer et al. and Sloan Digital Sky Survey

Молекулярные облака в основном состоят из водорода. Крупнейшие из них простираются на десятки световых лет и имеют массы, эквивалентные миллионам солнечных. Под действием внешних факторов (близкие вспышки сверхновых, столкновения с другими облаками) в них могут возникать неустойчивости, приводящие к уплотнению вещества. В результате они распадаются на части, образуя все более и более мелкие сгустки. Газ в этих фрагментах продолжает уплотняться, пока не происходит его гравитационный коллапс, следствием которого является образование новой звезды.

Снимки телескопа SOFIA демонстрируют множество россыпей молодых светил, прямо сейчас формирующихся внутри W51. Они окружены плотными газопылевыми облаками, блокирующими весь испускаемый ими видимый свет. К счастью, эти облака прозрачны в других частях электромагнитного спектра, что делает возможным изучение недавно родившихся звезд.

Обсерватория SOFIA представляет собой самолет Boeing 747 SP, на борту которого размещен 2,5-метровый рефлектор, предназначенный для наблюдений в инфракрасной части спектра. Рабочая высота его полета составляет 13-14 км. Это выше основной массы водяного пара в земной атмосфере, поглощающего ИК-излучение. Благодаря этому обсерватории доступно порядка 85% данного спектрального диапазона.