Квазиспутник Земли может быть обломком Луны

Большая часть планет Солнечной системы обладает естественными спутниками — телами, обращающимися вокруг них по стабильным орбитам. В астрономии также существует понятие квазиспутников. Так называют объекты (как правило, астероиды), находящиеся в орбитальном резонансе 1:1 с планетой, что позволяет им оставаться вблизи нее на протяжении многих орбитальных периодов.

Орбита астероида Камоалева. Источник: NASA/JPL

На данный момент астрономам известно шесть квазиспутников Земли. Одним из них является астероид (469219) Камоалева. Его диаметр составляет от 45 до 60 метров. Камоалева никогда не подходит к нам ближе чем на 14,5 млн км, но и не удаляется больше чем на 38 млн км. По оценкам астрономов, астероид стал квазиспутником нашей планеты примерно пятьсот лет назад, и будет оставаться в орбитальном резонансе на протяжении еще примерно трех столетий.

Команда американских астрономов задалась целью определить источник происхождения квазиспутника. Для этого она провела серию наблюдений Камоалева при помощи наземных телескопов LBT (Large Binocular Telescope) и LDT (Lowell Discovery Telescope). Исследователям удалось получить спектры поверхности астероида, после чего они сравнили их со спектрами различных материалов в Солнечной системе. Анализ преподнес неожиданные результаты. Камоалева оказался совсем не похож на типичные околоземные астероиды. Спектральные свойства его поверхности больше всего напоминают образцы лунных пород, доставленные участниками экспедиции Apollo 14.

Сами исследователи пока что избегают делать категоричные выводы и говорят о нескольких вариантах появления Камоалева. Он может происходить из неизвестной популяции астероидов или же быть фрагментом разрушенного тела. Но все же наиболее интригующей является теория его лунного происхождения. В этом случае Камоалева представляет собой фрагмент Луны, выбитый при падении крупного тела. Помимо свойств поверхности, на это также указывают характеристики его орбиты и скорость движения.

Астероид Камоалева в представлении художника. Источник: Addy Graham/University of Arizona

Мы можем получить ответ о происхождении Камоалева уже к концу этого десятилетия. Дело в том, что астероид является целью китайской миссии «Чжэнхэ». Ее запуск запланирован на 2025 год.  «Чжэнхэ» должен будет сесть на поверхность квазиспутника, взять пробу его грунта и затем доставить на Землю. Если Камоалева действительно представляет собой фрагмент Луны, химический анализ его вещества позволит подтвердить эту теорию.