Кратер Садбери

Представленные спутниковые снимки демонстрируют один из участков канадской провинции Онтарио. На первый взгляд он не выделяется чем-то необычным. Но на самом деле это место хранит тайну возрастом 1,8 млрд лет, скрывая одну из старейших и крупнейших ударных формаций на нашей планете. Она известна под названием «кратер Садбери».

По оценкам ученых, в момент формирования кратер Садбери имел диаметр свыше 200 км. Он образовался при падении астероида или кометы размером 10-15 км. Результаты моделирования говорят о том, что выброшенный при этом событии материал разбросало по территории порядка 1,6 млн км2.

Последующие геологические процессы деформировали и сгладили кратер, сделав его овальным. Но даже сохранившиеся остатки ударного бассейна Садбери все равно поражают: его длина составляет 62 км, ширина — 30 км, а глубина достигает 15 км.

Еще до того, как ученые установили ударную природу Садбери, люди активно эксплуатировали его ресурсы. Спутниковые снимки демонстрируют ряд горнодобывающих предприятий, размещенных вдоль окраины ударного бассейна. Дело в том, что импактор пробил земную кору. Это привело к выбросу расплавленного вещества из мантии, заполнившего воронку. Оно содержало большое количество никеля и меди, а также золото и металлы платиновой группы. В наши дни на кратер Садбери приходится около 10% мировой добычи никеля.

По материалам: https://earthobservatory.nasa.gov