Красоты глубокого космоса глазами Chandra

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В честь рождественских и новогодних праздников NASA опубликовала коллаж изображений дальнего космоса, полученных при помощи рентгеновской обсерватории Chandra. На них можно увидеть разные типы объектов — от сравнительно близких туманностей до массивных галактических скоплений, удаленных от нас на миллиарды световых лет.Все изображения являются композитными. Они объединяют результаты наблюдений телескопа Chandra с фотографиями, полученными при помощи других инструментов (как наземных, так и космических).

На коллаже представлены следующие объекты. Верхний ряд (слева направо):

Богатый кислородом остаток сверхновой E0102-72.3. Он расположен в Малом Магеллановом облаке. Синим и фиолетовым цветом обозначены собранные Chandra данные. Красным и зеленым — результаты наблюдений Hubble и VLT. Благодаря Chandra, астрономы получили подтверждение, что большая часть кислорода во Вселенной синтезируется в недрах сверхмассивных звезд.

Галактическое скопление Abell 370. Оно находится на расстоянии 4 млрд световых лет от Млечного Пути. Скопление состоит из нескольких сотен галактик, но основная часть его массы приходится на невидимую темную материю. Протяженные голубые области соответствуют обнаруженному Chandra рентгеновскому излучению облаков раскаленного газа. Они скомбинированы с изображением, полученным Hubble в видимой части спектра.

Туманность Messier 8, также известная как туманность Лагуна. Это огромное облако газа и пыли, расположенное на расстоянии 4 тыс. световых лет от Солнца. Оно является домом для нескольких тысяч новорожденных звезд. Розовый цвет соответствует данным Chandra, голубой и белый — данным обсерватории Маунт-Леммон.

Нижний ряд (слева направо):

Туманность Ориона. Один из ближайших регионов звездоформирования, расположенный на расстоянии 1500 световых лет от Солнца. Голубые точки соответствуют молодым звездам, активно излучающим в рентгеновском диапазоне. Розовый цвет — данные комплекса радиотелескопов VLA.

Messier 33, более известный как галактика Треугольника. Это спиральная галактика, расположенная на расстоянии 3 млн световых лет от Млечного Пути. Данные Chandra (розовый цвет) показывают расположение нейтронных звезд и черных дыр, активно поглощающих вещество звезд-компаньонов. Они наложены на снимок галактики в оптическом диапазоне, полученный телескопом «Субару». Messier 33 это самый удаленный небесный объект, который при идеальных условиях наблюдения можно различить на земном небе невооруженным глазом.

Галактическое скопление Abell 2744, также известное как скопление Пандоры. Оно находится на расстоянии 3,5 млрд световых лет от Млечного Пути. Скопление образовалось в результате столкновения как минимум четырех отдельных групп галактик. В результате катаклизма газ, темная материя и галактики оказались разбросаны по противоположным частям Abell 2744. Данные Chandra обозначены голубым цветом, данные телескопов «Субару» и VLT — красным, зеленым и синим, данные комплекса радиотелескопов VLA — красным.