Космический буксир: ESA профинансирует миссию по обслуживанию геостационарных спутников

Европейское космическое агентство (ESA) профинансирует миссию RISE. Ее целью является демонстрация возможности обслуживания спутников на геостационарной орбите.

Геостационарный спутник Intelsat-901. Фотографии были сделаны космическим буксиром MEV-1 во время стыковки. Источник: Northrop Grumman

Современные спутники достигли  такого высокого уровня надежности, что зачастую основной причиной прекращения их работы являются не технические проблемы, а исчерпание запасов топлива, необходимого для удержания орбиты. Особенно сильно эта проблема затрагивает геостационарные аппараты. Они намного дороже и имеют куда более сложную конструкцию, чем обычные спутники. При этом срок их службы обычно лежит в диапазоне 15–20 лет, после чего у них заканчивается топливо и операторы вынуждены уводить их на орбиту захоронения (она пролегает на несколько сотен км выше геостационарной).

Одним из вариантов решения этой проблемы является создание специальных обслуживающих аппаратов. Они смогли бы или дозаправлять старые спутники или использоваться в качестве космических буксиров, удерживая их на нужной орбите. Компания Northrop Grumman уже продемонстрировала работоспособность этой концепции, запустив пару космических буксиров MEV. Они успешно состыковались с аппаратами на геостационарной орбите, вернув их на рабочие позиции.

Теперь к этой активности хочет присоединиться ESA. Недавно агентство заключило контракт на сумму 119 млн евро с компанией D-Orbit. В его рамках они построят космический буксир RISE, который займется отработкой технологии орбитального обслуживания. Масса аппарата составит 3000 кг, из которых примерно 800 кг будет приходиться на топливо.

Космический буксир RISE в представлении художника. Источник: D-Orbit

RISE запустят в 2028 году. После того как инженеры убедятся, что все системы буксира работают в штатном режиме, он отправится на орбиту захоронения и состыкуется с находящимся там спутником, зацепившись за кольцо, которое изначально крепило его к ракете-носителю. Далее он изменит высоту его орбиты при помощи двигателей, что продемонстрирует возможность выполнения точных маневров.

Затем RISE снова отпустит спутник и переведет себя на парковочную орбиту. Она расположена между орбитой захоронения и геостационарной. После того как специалисты миссии оценят результаты эксперимента, они выберут спутник, продлением жизни которого займется RISE. Космический буксир состыкуется с ним и будет использовать свои двигатели для удержания заданной позиции. Миссия RISE рассчитана на восемь лет, в течение которых он может обслужить один или несколько космических аппаратов. По завершении службы, буксир вместе со спутником-клиентом будут уведены на орбиту захоронения.

Ранее мы рассказывали о планах компании Astroscale по созданию буксира, предназначенного для уборки космического мусора.

По материалам ESA