Космическое око

На первый взгляд может показаться, что на представленном изображении телескопа Hubble запечатлено космическое око. Но на самом деле он сфотографировал объект, который можно назвать малым двойником Млечного Пути. На снимке Hubble запечатлена спиральная галактика NGC 1317.

Галактика NGC 1317 (фото: Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Lee and the PHANGS-HST Team

Галактика NGC 1317 расположена на расстоянии свыше 50 млн световых лет от Земли в созвездии Печь. Как и наш звездный дом, она обладает перемычкой в центре. В то же время NGC 1317 значительно уступает Млечному Пути в размерах: ее диаметр составляет 55 тыс. световых лет, что примерно двое меньше, чем у нашей галактики.

У NGC 1317 есть близкий сосед (галактика NGC 1316), который не попал в поле зрения камеры Hubble. Вместе с тем на снимке можно увидеть как минимум два объекта, не являющихся частью галактики. Яркая точка с «крестом» на самом деле является звездой нашего Млечного Пути, в то время  как красное продолговатое пятно представляет собой намного более далекую галактику, чем NGC 1317.

Снимок NGC 1317 был сделан в результате обширной наблюдательной кампании, в которой, помимо Hubble, принял участие комплекс радиотелескопов ALMA. Его целью был поиск связи между огромными облаками холодного газа и очень горячими светилами, образующимися внутри них. Беспрецедентная чувствительность ALMA в длинноволновой области позволила идентифицировать обширные резервуары холодного газа по всей локальной Вселенной, в  то время как Hubble удалось вычислить положение скоплений молодых звезд, а также измерить их возраст и массу.

Напомним, что в октябре Hubble пережил сбой, из-за которого ему пришлось приостановить наблюдения. Но недавно сотрудникам NASA удалось восстановить работу ключевого инструмента орбитальной обсерватории.