Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику

Сотрудники Европейской южной обсерватории (ESO) опубликовали эффектное изображение того, что выглядит как огромное космическое кольцо. На самом деле запечатленный на снимке объект, представляет собой гиперсветящуюся инфракрасную галактику (HyLIRG), известную под обозначением PJ0116-24. Эти невероятно яркие объекты светятся из-за того, что внутри них происходят весьма интенсивные процессы звездообразования.

Гиперсветящаяся инфракрасная галактика PJ0116-24. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/ESO/D. Liu et al.

Но что приводит к подобной активности? Предыдущие исследования показали, что такие экстремальные галактики, как правило, возникают в результате слияния. Считается, что в ходе галактического столкновения образуются области плотного газа, в которых происходит интенсивное звездообразование.

Но изолированные галактики тоже могут превратиться в HyLIRG и в результате внутренних процессов, если звездообразующий газ быстро направляется к ядру, что и демонстрирует пример PJ0116-24. Ее изображение было получено в ходе совместных наблюдений, выполненных комплексом радиотелескопов ALMA и Очень Большим телескопом ESO.

ALMA отслеживал холодный газ, показанный здесь синим цветом, в то время как VLT с его новым спектрографом с улучшенным разрешением отслеживал теплый газ, показанный красным цветом. Благодаря этим наблюдениям астрономы обнаружили, что газ в PJ0116-24 вращается организованно, а не хаотично, как было бы после галактического столкновения. Это убедительно показывает, что слияние не всегда необходимо для того, чтобы галактика стала HyLIRG.

PJ0116-24 находится так далеко, что ее свету потребовалось около 10 миллиардов лет, чтобы дойти до нас. Это в два раза больше, чем время существования Солнца и Земли! При обычных обстоятельствах, астрономы попросту никогда бы не сумели ее сфотографировать.  К счастью, галактика переднего плана (здесь не показана) выступила в роли гравитационной линзы, усилив свет от PJ0116-24 и превратив его в т. н. кольцо Эйнштейна, которое и запечатлено на снимке. Астрономы очень активно используют подобные возможности, поскольку они позволяют изучать объекты на краю наблюдаемой Вселенной.

По материалам ESO