Космические телескопы помогли установить возраст сверхновой в соседней галактике

Команда американских астрономов смогла определить примерный возраст остатка сверхновой SNR 0519 в Большом Магеллановом Облаке. В этом им помогли данные космических телескопов Chandra, Hubble и Spitzer.

Остаток сверхновой SNR 0519. Источник: NASA/ ESA/STScI /CXC/GSFC/B. J. Williams et al.

Остаток сверхновой SNR 0519 находится на расстоянии 160 тысяч световых лет от Земли. Он представляет собой расширяющуюся ударную волну, состоящую из выброшенного звездного материала, а также сжатого вещества межзвездной среды. Она образовалась в результате гибели белого карлика, который поглотил слишком большое количество вещества своего компаньона и был уничтожен термоядерным взрывом. Поскольку во время таких событий выделяется примерно одинаковое количество энергии, астрономы используют их в качестве стандартных свечей для определения расстояний до объектов во Вселенной.

Коллектив американских исследователей задался целью определить возраст SNR 0519. Для этого они обратились к снимкам телескопов Hubble и Chandra, а также архиву миссии Spitzer. Сравнивая сделанные в разные годы фотографии SNR 0519, они определили, что остаток расширяется со скоростью от 1700 до 2500 км/с. Если считать по верхнему пределу, то свет от вспышки сверхновой должен был достичь Земли примерно в 1350 году. В то время Франция и Англия вели Столетнюю войну, в Европе бушевала эпидемия «черной смерти», а строители закончили возведение Пизанской башни.

В то же время существует вероятность, что выброшенный во время взрыва материал замедлился из-за взаимодействия с веществом межзвездной среды, и сверхновая моложе, чем кажется. Данные Chandra и Spizter подтверждают это предположение. Астрономы обнаружили, что самые яркие в рентгеновских лучах части остатка сверхновой находятся там, где и самый медленно движущийся материал. В то же время наиболее быстрые участки ударной волны не производят рентгеновского излучения. Это говорит о том, что часть остатка сверхновой врезалась в окружавшие систему плотные газовые облака, что привело к уменьшению скорости его расширения.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы сфотографировали остаток первой задокументированной сверхновой в истории.