Компания Rocket Lab запустила в космос солнечный парусник

Новозеландская компания Rocket Lab в ночь на вторник осуществила запуск ракеты Electron. Она вывела в космос экспериментальный аппарат с солнечным парусом и корейский спутник для наблюдения за поверхностью Земли. Запуск был осуществлен всего через 16 минут после того, как в космос стартовала ракета SpaceX Falcon 9.

Ракета Electron компанії Rocket Lab
Ракета Electron компании Rocket Lab. Источник: Rocket Lab

Запуск космического парусника

В ночь с 23 на 24 апреля с минимальным разрывом во времени состоялись аж два успешных запуска космических аппаратов. Сначала с космодрома во Флориде SpaceX запустила в космос 23 новых спутника Starlink. А всего через 16 минут спустя из Новой Зеландии стартовала ракета Electron компании Rocket Lab.

Именно этот запуск является одним из самых интересных в этом году. Ведь на борту находился космический аппарат Advanced Composite Solar Sail System, также известный как ACS3. Это достаточно небольшой зонд, предназначенный для испытания солнечного паруса новой конструкции. Его разработчиком является NASA.

Солнечные паруса — идея не новая. Принцип их действия базируется на том факте, что частицы света фотоны имеют импульс, хотя и небольшой. А значит, излучение нашего светила оказывает на все тела давление, хотя и совсем небольшое. Если оснастить космический аппарат большой плоскостью из чрезвычайно легкого материала, она сможет обеспечивать его ускорение в течение длительного времени без особых затрат энергии.

Технология космического паруса является чрезвычайно перспективной для ускорения небольших беспилотных зондов. Однако пока что в космос отправляли только экспериментальные аппараты и часть из них даже выполнила поставленные задачи. Например, миссия LightSail 2, запущенная в 2019 году, успешно функционировала в течение трех лет.

В ACS3 NASA применила новую конструкцию паруса. Он будет иметь вид квадрата со стороной 9 м. Инженеры надеются, что этот парус будет эффективнее предыдущих моделей.

Корейский спутник и планы Rocket Lab

Интересно, что при этом солнечный парусник Advanced Composite Solar Sail System считается лишь второстепенной космической нагрузкой. Основным аппаратом, который Rocket Lab вывела на орбиту этой ночью, является южнокорейский спутник для наблюдения за Землей NEONSAT-1.

Этот аппарат оснащен мощной цифровой камерой и системой искусственного интеллекта. Как заявляет правительство Южной Кореи, его основной задачей будет отслеживание природных катастроф вблизи от побережья страны. Ожидается, что в последующие годы к NEONSAT-1 присоединится по крайней мере еще один подобный спутник.

Текущая миссия получила от Rocket Lab, которая любит громкие лозунги, название «Начало роя». Она стала 47-й для компании и пятой в этом году. Все запуски, кроме четырех, компания осуществила с территории Новой Зеландии. Остальные старты состоялись с территории базы Уолопс в США.

Rocket Lab чувствует себя достаточно уверенно и ожидает новых миссий. Сейчас она работает над тем, чтобы научить первую ступень носителя Electron управляемо садиться на Землю. Это даст возможность использовать ее повторно.