Комета Брюингтона приближается к Земле. Сможем ли мы ее увидеть?

Согласно сообщениям некоторых СМИ, 13 июня короткопериодическая комета Брюингтона (154P/Brewington) должна пройти перигелий, то есть подойти на минимально возможное расстояние к Солнцу. Сможем ли мы ее увидеть? Как ни странно, четкого ответа на этот вопрос пока нет. Лишь одна обсерватория смогла получить изображение этого объекта в нынешнем появлении, однако его мало для далеко идущих выводов. Возможно, кто-то из наших читателей сможет помочь? Попробуем разобраться, как это сделать.

Свою четвертую комету американский астроном-любитель Ховард Брюингтон открыл 28 августа 1992 года с помощью своего 40-сантиметрового телескопа. Он описал ее как «очень маленький размытый объект 10-й звездной величины». Через месяц директор Международного бюро астрономических телеграмм Брайан Марсден рассчитал ее орбиту с периодом обращения вокруг Солнца 10,72 года и перигелийным расстоянием 1,608 а.е., то есть новое небесное тело не могло заходить внутрь орбиты Марса. Поскольку афелий кометы Брюингтона расположен вблизи сатурнианской орбиты, некоторые источники относят ее к семейству Сатурна.

Орбита кометы Брюингтона (красный цвет), Юпитера и внутренних планет Солнечной системы. Положения объектов показаны по состоянию на 13 июня 2024 года

Новую комету наблюдали до марта 1993 года, когда ее видимый блеск упал почти до 20-й величины. Уточненные орбитальные элементы, рассчитанные на базе расширенного ряда наблюдений, позволили предсказать обстоятельства ее следующего возвращения с прохождением перигелия 18 февраля 2003-го. Благодаря этим расчетам 154P/Brewington была успешно переоткрыта 26 августа 2002-го группой уругвайских астрономов из обсерватории Молинос, которые описали ее как диффузный объект 16,8ᵐ с комой диаметром 20 угловых минут и центральной конденсацией. Ожидалось, что ее максимальная яркость в 2003 году достигнет 10,5ᵐ, но на самом деле она не превысила 11,5ᵐ.

Более удачным оказалось следующее появление кометы Брюингтона в 2013 году, когда она прошла перигелий 12 декабря. В конце октября и первой половине ноября некоторые наблюдатели сообщали о блеске выше 10-й величины. Вообще, чтобы оказаться в условиях наилучшей видимости с Земли (в противостоянии вблизи перигелия), это небесное тело должно было бы максимально приблизиться к Солнцу в сентябре-октябре, но с момента его открытия такого еще не случалось, а в нынешнем году ситуация близка к противоположной. Во время приближения к внутренним областям Солнечной системы 154P/Brewington долгое время находилась на небе вблизи нашего дневного светила, и лишь в начале июня появилось первое «свежее» наблюдение, где ее яркость оценивалась на уровне 15–16ᵐ, чего явно недостаточно для любительских инструментов. До конца лета условия видимости кометы несущественно улучшатся благодаря приближению к Земле, а потом она начнет слабеть и до зимы станет недоступной даже для достаточно крупных телескопов.

Снимок кометы Брюингтона (в центре), сделанный известным австрийским астрофотографом Михаэлем Йегером 2 ноября 2013 года.

Но нельзя исключать того, что видимый блеск кометы Брюингтона окажется чуть выше ожидаемого, и ее можно будет попытаться хотя бы сфотографировать с помощью инструментов «калибром» 20–25 см. В любом случае стоит иногда просматривать участок небесной сферы, где это небесное тело находится в соответствующее время (сейчас комета видна на предрассветном небе), ища маленькую слабенькую туманность с более яркой центральной частью. Актуальную информацию о ее предвычисленном положении можно найти на странице http://astro.vanbuitenen.nl/comet/154

Напомним, что сейчас к Солнцу приближается периодическая комета Ольберса, которую можно увидеть в небольшие телескопы.

11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда